Ольга Прокопьева
Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования –процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого- педагогических целей обучения, воспитания. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. В государственных документах данное направление признается важнейшим национальным приоритетом.
Публикация «Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010года» : «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения» Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из»Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и родители, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, и использование информационных технологий в воспитательно -образовательном процессе, и разработка интегрированных занятий, и проектная деятельность, и активное использование сети Интернет.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новые методические разработки, направленные на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно – образовательного процесса. Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребенка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях позволит модернизировать учебно –воспитательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Сущностью информатизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является процесс информационного обеспечения педагогической деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития ее потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа.
Проблема:
Сегодня детские сады активно оснащаются компьютерами, современной ауди- видеотехникой. Но до сих пор отсутствует методика использования информационно- компьютерных технологий в образовательном процессе, не систематизированы существующие компьютерные развивающие программы. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентированный специальной образовательной программой. Поэтому очень важны уже накопленный педагогический опыт, апробированные в практике ДОУ инновационные материалы по применению информационных технологий в воспитании и обучении детей для педагогов и воспитателей дошкольных учреждений.
Области применения ИКТ в ДОУ:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, принтер, Интернет презентации).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям и самостоятельной деятельности детей.
3. Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
4. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и зарубежья.
5. Оформление документации, отчетов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и, в дальнейшем, только вносить необходимые изменения.
6. Создание и использование презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
7. Использование презентаций, созданных в программе Power Point, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе родительских собраний.
8. Использование цифровой аппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
9. Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса).
10. Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности.
11. Использование электронной почты.
12. Создание сайта ДОУ
Значение сайта для совершенствования взаимодействия педагогов, родителей и социального окружения ДОУ:
Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо публиковать и распространять информацию о состоянию и результатах его деятельности. С 1 января 2011года, в соответствии с требованиями закона «Об образовании» в редакции ФЗ № 293 от 8 ноября 2010 года (статья 32, создание и ведение официального сайта образовательных учреждений всех типов в сети «Интернет» является обязательным.
Создание сайта способствует:
1. увеличению числа потенциальных и действительных клиентов, которые хотят и могут познакомиться с дошкольным образовательным учреждением;
2. информированию интернет-аудитории об устройстве и деятельности ДОУ, что улучшает его восприятие в глазах населения;
3. предоставлению достоверной информации из первоисточника средствам массовой информации, что указывает на открытость дошкольного учреждения;
4. рекламе и развитию образовательных услуг прямо со своего сайта, что делает привлекательным дошкольное образовательное учреждение;
5. быстрому и простому проведению презентации ДОУ практически неограниченному кругу интернет-клиентов через размещение на сайте текстовых и мультимедийных материалов, где отражаются такие разделы, как условия воспитания в детском саду, управление и образовательная политика ДОУ, ресурсное обеспечение образовательного процесса, результаты обучения и воспитания детей дошкольного возраста и другие вопросы;
6. опубликование справочной, ознакомительной и аналитической информации в виде публичного доклада по образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения укрепляет доверие к нему;
7. размещение на сайте ДОУ обратной связи поможет получить отзывы от различных групп пользователей, которые могут сделать выводы, связанные с деятельностью дошкольного учреждения и эффективности решения приоритетных задач.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, расписания занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Такой режим информационного воздействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации : получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и воспитании ребенка; советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом, родители могут, обратившись к заведующему ДОУ по электронной почте.
Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии специалистов ДОУ и родителей позволяют получить следующие результаты:
1. Повышение эффективности процесса развития и воспитания детей;
2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
3. Активизация личностного и культурного сознания родителей;
4. Создание системы поддержки семейного воспитания;
5. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
6. Реализация личностно-профессионального роста специалистов.
Использование информационно-коммуникационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ:
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является комплексное внимание к нему со стороны педагогов, родителей, инструктора по физической культуре, медицинского персонала.
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным; оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивает оперирование большими объемами информации.
Также позволяют обеспечить наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий, делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном учреждении способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями, повышают качество педагогического труда.
Вместе с вышеперечисленными достоинствами, информационно-коммуникационные технологии, позволяют инструктору по физической культуре более качественно организовать работу с родителями: они в полной мере получают информацию о физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в детском саду, ее результатах и путях улучшения, рекомендации по физическому развитию и организации занятий физическими упражнениями детей в семье.
Итак, приносят ли информационно-коммуникационные технологии положительный результат в воспитании и обучении дошкольников? Ответ однозначный: да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры-это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».
В «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПин2.4.1.2660-10) прописано: «Для занятий с детьми с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение. Оборудование помещения, организации и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. 6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекты и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1м. и не более 1,3м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером по диагонали 59-69см. Высота их установки должна составлять 1-1,3м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2-3м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4-5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6м. Детей рассаживают с учетом их роста.»
Подробно описаны требования к компьютерному залу, к игровой комнате, комнате психологической разгрузки (релаксации) в методическом пособии С. Л. Новоселовой «Требования к организации компьютерного обучения дошкольников»
Использовать компьютер для детей 5-7 лет следует не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю, в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, для детей 6-7 лет не более 15 минут. После занятия с детьми необходимо проводить гимнастику для глаз.
Какие же технические средства ИКТ применимы в дошкольных учреждениях? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. К, сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И, как следствие, не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют. А ведь нельзя материальную базу ставить выше, чем эффективность применения информационно коммуникационных технологий.
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи).
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. А использование информационных технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.