Миховская Татьяна Александровна
Консультация «Актуальна ли аппликация ещё?»
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование личности дошкольника предполагает развитие у него разнообразных способностей, отношение к миру, умений, которые в основе своей развиваются в деятельности. В связи с этим необходимо более пристально рассматривать изобразительную деятельность, ее специфику, ее место в педагогическом процессе детского сада.
Специфика изобразительной деятельности заключается в конструировании ребенком из разнообразных изобразительных материалов второй натуры, что объективно предполагает необходимость ее познать, соприкоснуться с присущими ей духовными ценностями, выразить к ней свое отношение и, прилагая усилия, достичь результата. Изобразительная деятельность создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, является результатом участия ребенка в творческом процессе.
Публикация «Консультация „Актуальна ли аппликация ещё?“» размещена в разделах
- Аппликации. Консультации для родителей
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок овладевает навыками размышления, активно думая о целях, путях, способах их воплощения.
Результативность развития измеряется так же развитием умения трудиться, что определяется структурным сходством трудовой и изобразительной деятельности (мотив, цель, материал, инструмент, способы действия, получения результата).
Я начала работать в детском саду 1986 году и сразу стала замечать с каким интересом дети занимались самостоятельной изобразительной деятельностью, но многим ребятам рисование давалось очень тяжело. Таким ребятам требовалось намного больше усилий на рисование, чем на аппликацию. Ножницы детям всегда предлагались только в средней группе, а в младшей группе, дети работали только с готовыми формами.
Я стала предлагать готовые формы для аппликации ребятам возрастной группы от 2-х до 3-х лет.
Аппликация интересна и привлекательна для детей. Желая самостоятельно достичь результата, дети преодолевают трудности, проявляют настойчивость, сообразительность, терпение.
Работа с бумагой интересна для детей всех возрастов и тесно связана с другими видами детской деятельности, так как сочетает в себе элементы игры, труда, рисования. Аппликация также способствует формированию самостоятельности у детей.
Аппликация основана на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на плоскости с фоном, по цвету отличным от цветаналагаемых форм. Это наиболее простой способ создания художественных работ.
Это простота, яркость образов и особенно привлекает малышей от 2-х до 3-х лет. Детям такого возраста обычно дают готовые формы для наклеивания.
Я задумалась, насколько можно усложнить задачи для детей в возрасте от 2-х до 3-х лет. Можно ли им предложить работу непосредственно с ножницами, а не с готовыми формами.
Наблюдая за действиями детей, изучая литературу, предлагая различные задачи для детей с разным уровнем развития, я пришла к следующим результатам:
Аппликация, как нельзя более подходит для занятий с детьми от 2-х до 3-х лет, так как действия детей в этом возрасте носят предметный характер, то есть, основаны на активном взаимодействии с различными предметами.
Главное внимание следует обращать на расположение и наклеивание готовых частей.
Чтобы дети с интересом выполняли задание, оно должно быть в игровой форме, так например: «Зажги фонарик», «Мячики для кошки», «Почини тележку», «Домики для кукол», «Парус для лодки», «Воздушный шарик для куклы».
В процессе аппликации дети быстро (намного быстрее, чем в процессе рисования) создают изображения реального предмета. Этому должно предшествовать знакомство с данным предметом, его формой, цветом, размером. Это знакомство происходит на занятиях по лепке, в играх, в процессе действия с предметами.
Начинать работу следует со знакомства с кругом, тат как он не требует сложной пространственной ориентировки на листе бумаги. Далее можно переходить к квадрату, затем к треугольнику. Можно познакомить детей с овалом, трапецией. При этом надо давать правильные названия, но требовать от детей запоминать их, в этом возрасте еще рано. Дети могут определять названия по ассоциации: овал – яичко, трапеция – лодка и т. д.
Действуя с различными по величине деталями, дети учатся находить большие и маленькие предметы.
В процессе аппликации, дети учатся правильно называть, различать и соотносить цвета с предметами.
Детям необходимо предлагать квадратный лист бумаги, так как они еще не знают понятия «верх», «низ». Лист бумаги должен быть цветным или с не сложным сюжетом, которое заранее нарисовал или наклеил воспитатель. Такой подход вносит игровой сюжет в занятие.
Можно проводить и коллективные работы или проводить занятие с небольшими подгруппами. Результат коллективных работ можно использовать для украшения группы, игрового уголка. Такие работы радуют детей, вызывают у них чувство гордости и желания заниматься аппликацией снова.
В процессе обучения аппликации выделяют два направления работы:
Подготовка к предстоящему процессу аппликации.
Сам процесс творчества.
При подготовке детей важно развивать их восприятие, учить видеть предмет, дать детям возможность потрогать, поиграть, внимательно рассмотреть вблизи, вдали. Например: клубок ниток – можно предложить намотать нитки, которые распустились, на готовый клубок. Клубок круглый, катится, нитки разноцветные, яркие.
Можно и нужно рассматривать картинки. Необходимы игры с предметами.
Сначала я с детьми рассматриваю предмет, вместе с детьми определяем его форму, размер, цвет, место расположения его по отношению к другим предметам или деталям. Задаю вопросы по определению качеств предмета, использую формообразующие движения.
Важный момент в процессе получения навыков по аппликации – это показ и подробные объяснения способов выкладывания и наклеивания.
Получение детьми знаний и умений по способам выкладывания можно представить в виде игры (мячик катится к кошке, колобок можно посадить или на пенек или на травку). Так ребенок выбирает место для накладывания.
Процесс наклеивания состоит из нескольких этапов.
Дети должны усвоить:
Как правильно держать кисть;
Набирать достаточное количество клея (чтобы кисточка не «плакала»);
Класть деталь на клеенку цветной стороной вниз (играть с ней в прятки);
Намазывать деталь по краю (тем самым готовится рука к рисованию);
Откладывать осторожно двумя руками кисточку;
Переворачивать намазанную форму и размещать на листе бумаги клеем вниз;
Промакивать салфеткой лишний клей и прижимать деталь ладошкой.
С каждым разом дети привыкают и запоминают приемы, становятся уверенными в себе, в своих знаниях, умениях, навыках.
С детьми этого возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети очень эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в игровых ситуациях. Это повышает их интерес к занятию, их активность, создает мотивацию к действию. Я часто предлагаю научить того или иного героя как правильно наклеивать, или сама делаю что-то неправильно, чтобы дети меня поправили.
Во время анализа работ, я стараюсь вызвать у детей только положительные эмоции, предлагаю остальным воспитателям и родителям обратить внимание на то, какие красивые сегодня получились у детей работы.
К младшей группе ребята хорошо осваивают приемы и последовательность наклеивания готовых силуэтов. С начала учебного года я предлагаю детям ножницы. Еще летом в процессе индивидуальной работы, я ненавязчиво предлагаю детям что-то вырезать ножницами. Это могут быть какие-то яркие иллюстрации из старых журналов или книг, отрезать полоски ярких ниточек. В индивидуальном порядке или с несколькими подгруппами мы начинаем осваивать ножницы и правила их использования (где и в каком «окошке» ножниц живет каждый палец, как широко раскрывается «рот» у ножниц, что «любят» ножницы «кушать» и какие они волшебные помощники).
Стараемся с ребятами запомнить правила пользования ножницами:
Держать ножницы перед собой;
Не направлять их в сторону от себя;
Передавать ножницы кольцами вперед, аккуратно держа их за лезвия;
Не играть с ножницами;
Не оставлять их раскрытыми;
Переносить ножницы, держа лезвие в кулачке;
Если деталь упала со стола, то сначала нужно положить ножницы на стол, затем достать упавший предмет.
В начале года я сама раскладываю ножницы, но постепенно готовлю детей к тому, что рабочее место они будут готовить сами. Сначала «заблудятся» клееночки, затем я «забуду» положить кисточки. Постепенно дети сами готовят себе рабочее место.
Бумагу и детали для работы я сначала раскладываю по тарелочкам каждому ребенку, затем это дети делают самостоятельно утром или вечером. Постепенно дети сами перед занятием подбирают необходимый материал для выполнения задуманной работы.
Я начинаю с детьми с простейших заданий, то есть предлагаю выполнить разрез на один «чик». Это может быть травка для коровы, ниточки для шариков, иголки для ежика. Затем задача усложняется.
Первое задание с ножницами требует большого внимания, так как приходится проводит со всеми детьми. С момента, когда дети начинают частично самостоятельно готовить свое рабочее место и садятся работать с ножницами, возникает необходимость привлекать помощника воспитателя, потому что при выборе бумаги, фона, подборе материала могут возникнуть конфликтные ситуации между детьми.
После того, как дети научились отрезать полоски бумаги, я перехожу к обучении детей к косым срезам, разрезать квадрат или прямоугольник по диагонали.
Затем ставлю перед детьми задачу как из квадрата вырезать круг, из прямоугольника – овал, как из одной полоски получить две или четыре одинаковых квадрата или прямоугольника.
Для того, чтобы подвести детей к самостоятельному решению задачи, я предлагаю им рассмотреть квадраты и мячи разного размера и цвета.
На листе изображен грустный клоун. Почему он грустный? – он хочет поиграть в мячик. Как помочь клоуну? Вывод – мячики можно наклеить. Но перед детьми только квадраты!
Я кладу на квадрат одного цвета, круг другого цвета. Как же из квадрата сделать круг? Что нужно отрезать у квадрата?
Слушаю предложения детей, даже если они не верные, делаю то, что предлагают дети, если не получается, то думаем дальше. Вместе приходим к выводу, что лишние - уголки.
Я показываю, как надо обрезать уголки у квадрата, чтобы он превратился в круг (переворачивая квадрат и подставляя угол под лезвие ножниц).
Необходимо поддерживать интерес детей, создавая игровые ситуации, создавать сюжет на бумаге. Можно предложить яркую бумагу для фона. Форма бумаги остается в виде квадрата, так как многие ребята, увлекаясь, могут переворачивать лист.
Во время анализа детских работ, по – прежнему, стараюсь хвалить детей, одновременно аккуратно направляя внимание детей на изобразительные стороны, красивое цветовое решение, выразительность аппликации, аккуратность работы.
Уже в младшей группе стараюсь научить детей подбирать правильное цветовое решение. Я объясняю детям перед началом работы, то, что надо подобрать бумагу так, чтобы их мячики не «спрятались». Для этого мы с ребятами играем в дидактические игры: «Прятки», «Найди игрушку», «Подбери цвет».
Аппликация тесно связана с другими видами деятельности, так как ребенку сначала нужно наблюдать объект, прикоснуться, вдохнуть аромат (яблока, цветка, услышать звук (дождь, шелест листвы, узнать о строении и повадках животного или человека. Поэтому для получения хорошего результата проводится огромная предварительная работа. Эта работа включает в себя все виды деятельности детей, поэтому я подбираю тему недели (краткосрочный проект) ( например: по теме «Цветы весной» мы заучиваем стихи о цветах Серовой «Ландыши», рассматриваем иллюстрации, проводим лепку и т. д.). на математике мы считаем цветы, играем в игру «Собери букет», дидактические игры с мозаикой «Выложи цветок», рисование «Тюльпан»).
В результате такой подробной работы дети приобретают большой запас знаний. У ребят нет страха, а есть уверенность, что они много знают и справятся с заданием.
Дети уже в младшей группе не боятся ножниц. Они с большим желанием вырезают и наклеивают знакомые фигурки животных или машин, флаконы с духами, украшения и платья из журналов для мамы, тем самым готовят свои руки для силуэтного вырезания уже в младшей группе.
В средней группе, дети могут пользоваться пооперативными картами в процессе самостоятельной деятельности в уголке ИЗО, получаются чудесные работы по аппликации и рисованию.
С возрастом у детей увеличивается багаж знаний. Они овладевают техническими навыками, поэтому их деятельность в уголке ИЗО приобретает более самостоятельный характер.
В каждой возрастной группе свои задачи, но каждый ребенок индивидуален. Кто-то справляется с программными задачами легко, но всегда в группе есть дети, которым очень сложно работать с ножницами. Чаще всего это леворукие дети. Таким ребятам уделяется больше времени. Большую помощь оказывают родители. Для этого я провожу с родителями индивидуальные беседы. Для родителей я устраиваю выставки детских работ, дети дарят свои работы папам и мамам на праздники или на дни рождения.
Каждый ребенок талантлив, надо только увидеть их уменья, их желания познать, попробовать все самому. Люблю заниматься с детьми творчеством, ставить перед ними новые задачи и видеть, как в их головках рождается правильный ответ, как из под их рук появляются детские шедевры. С каждым годом ярче, интереснее, серьезнее. Как выплескивают они, наши дети, в своих творческих изысканиях свои эмоции и не всегда положительные.