Елена Куцова
Консультация «Агрессивные дошкольники»
▼ Скачать + Заказать документы
«Откуда у детей агрессия? Что делать взрослым, если их «выводят» из себя? Наказывать или поощрять? Как ввести агрессивного ребенка в мир социальных отношений?» - эти и другие вопросы волнуют как педагогов, так и родителей.
Причины возникновения проблемы. №1.
На фоне прогрессивных изменений системы дошкольного образования, развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание.
Причины возникновения проблемы. №2.
Дети, замыкаясь на телевизорах и компьютерах, стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Темочки:
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Причины возникновения проблемы. №3
Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков.
Агрессивное поведение детей – это сигнал SOS, крик о помощи, внимании к своему внутреннему миру. Агрессия - это способ выражения гнева.
Детская агрессивность- признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
• Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни.
• В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому.
• У малыша время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусаньем, драчливостью.
Детская агрессивность – это следствие неудовлетворенных потребностей детей в любви, признании и нужности другому человеку.
Направленная (сплетни, злобные шутки) Ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.)
Негативизм (оппозиционная манера поведения
Принципы и технология психолого-педагогического сопровождения агрессивных дошкольников
• Необходимыми условиями успешности сопровождения агрессивного ребенка является своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи.
• Взрослые должны быть готовы к длительной работе, а не к быстрому результату, хотя при уравновешенном подходе первые результаты могут стать, заметны достаточно скоро.
При организации сопровождения необходимо опираться на следующие принципы:
• рекомендательный характер советов сопровождения ребенка в ОУ;
• приоритет интересов сопровождаемого, т. е. на «стороне ребенка»;
• непрерывность сопровождения (помощь ребенку в решении проблемы на всех этапах его развития);
• сопровождение профессиональной деятельности педагога;
• мультидисциплинарность (комплексный подход, т. е. тесное взаимодействие специалистов – педагогов, психолога, социального педагога, медицинского работника);
• сопровождение профессиональной деятельности педагога (повышение квалификации, тренинги и т. д.).
Подготовительный этап.
Важно установить контакты со всеми участниками сопровождения, собрать сведения об особенностях агрессивных проявлений у дошкольников через анкетирование педагогов, родителей, получить согласие родителей на диагностическую и коррекционную работу с агрессивным ребенком.
Диагностический этап.
Необходимо выявить проблемы и характер агрессивных проявлений в поведении у дошкольников в процессе наблюдения и индивидуального диагностического исследования, в частности выявить симптомокомплекс эмоционального неблагополучия, уровень произвольности поведения, характер родительских отношения к ребенку и психологический климат в семье.
Коррекционно-содержательный этап.
Проводятся индивидуальные и групповые занятия с агрессивными детьми, с целью нивелирования агрессивных проявлений в их поведении (релаксация, обучение способам выплескивания гнева в косвенной форме, развитие навыков самоконтроля и произвольности поведения, формирование эмпатии, доверия к людям, доброжелательности.
Аналитический этап.
Осуществляется повторное диагностическое исследование детей с использованием тех же диагностических методик для выявления характера динамики агрессивных проявлений в поведении у детей, а также эффективности проведения коррекционно-развивающей работы.
Консультационно-методический этап.
Проводится индивидуально-консультационная работа с родителями об изменениях в поведении ребенка, выявляются оставшиеся проблемы у агрессивных детей, при необходимости планируется индивидуальный маршрут сопровождения.