ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Консультация «Агрессивные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивность дошкольника – всегда следствие его психологического неблагополучия. Оно может быть результатом разных причин
Агрессия присуща практически всем детям как оборонительная реакция. Но если вспышки гнева слишком часты и мешают ребенку взаимодействовать с другими людьми, мешают познавать окружающий мир, развиваться, то такому ребенку нужна помощь. Если не уделять агрессивному поведению дошкольников достаточного внимания, то возможно закрепление такого поведения и превращение агрессии в черту личности. Важно научить детей проявлять агрессию в адекватной и социально приемлемой форме. Как это сделать в рамках дошкольной образовательной организации?
Публикация «Консультация „Агрессивные дети“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Важную социальную роль для ребенка играет семья в которой он воспитывается. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. В жизни происходит много событий, которые могут озлобить, ожесточить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети четко улавливают настроения окружающих. Взрослые обсуждают военные действия, смотрят передачи про катастрофы и фильмы про убийства и безысходность. Часто от них можно услышать отрицательное оценивание поступков других людей, ярую критику и угрозы расправы с обидчиком. Естественно, и дети наэлектризованы злостью, из-за чего обзываются, дерутся, обижают друг друга, жестоко относятся к животным.
Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность, пока не произойдет тревожная ситуация. А негативные ситуации в поведении детей крайне редко возникают случайно и внезапно.
Агрессию нельзя подавлять – это может привести к еще большему ее проявлению либо к аутоагрессии (агрессии, направленной на самого себя).
У ребенка дошкольного возраста нередко возникают яркие вспышки гнева и агрессии как форма проявления протеста против действий или отношения других людей. Без такого поведения невозможно нормальное здоровое развитие ребенка. Однако и отсутствие агрессии – также тревожный признак.
Как правило, уровень агрессии выше у детей с холерическим темпераментом, т. к. им трудно управлять своими эмоциями и они более активно выражают свои чувства. У детей с СДВГ также возможны более частые проявления агрессии вследствие того, что им трудно контролировать свои импульсы.
Нужно объяснить ребенку, что злиться – это нормально, все люди злятся. Главное – научиться справляться со своей злостью, выпускать ее из себя безопасным способом.
В условиях ДОО важно проводить профилактическую работу в данном направлении и начинать ее уже с детьми младшего дошкольного возраста. Именно в этот период у человека начинает зарождаться сила «я». Чем она больше, тем выше способность ребенка к саморегулированию и меньше агрессивность, тем он менее фрустрирован и более толерантен.
Каким бывает агрессивное поведение
Существуют различные классификации агрессивного поведения.
Аутоагрессивное поведение. Агрессия ребенка направлена на самого себя. К примеру, он расцарапывает себе руки, наносит порезы, бьется головой о стену, отказывается от пищи.
Гетероагрессивное поведение. Агрессия ребенка направлена на других людей. Например, ребенок толкается, ругается, дерется, ломает чужие вещи, забрасывает чужую игрушку так, чтобы ее нельзя было достать.
Прямое агрессивное поведение. Ребенок не скрывает своей озлобленности на кого-то или что-то.
Принципы общения с агрессивными детьми
1. Помогать осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Объяснять, почему поведение неправильно, быть при этом предельно ясным, доступным для понимания и кратким.
2. Помогать лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный (враждебность к миру может проявиться уже в 4 года).
3. Давать возможность выплеснуть агрессию (порвать бумагу, поколотить подушку, крепко сжать кулаки и расслабиться, побить в барабан итд).
4. Хвалить! Это пробудит желание еще раз услышать добрые слова в свой адрес.
5. Никогда не унижать достоинство ребенка. Не произносить фраз типа: «Ничего хорошего из тебя не вырастет!» В большинстве случаев за критикой отдельных поступков ребенок чувствует непринятие его в целом. Почаще говорить ребенку слова, которые потом могут закрепиться в его характере типа: "Ты добрый, послушный, ответственный, самостоятельный, заботливый итд".
6. Показывать личный пример конструктивного (неагрессивного) поведения – ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать. Направлять активность ребенка в другое русло (активные подвижные игры, совместная со взрослыми деятельность, в процессе которой подчеркивается его значимость). Учить правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширять кругозор ребенка.
7. Запомните ребенок любит жить в системе, где нет хаоса. Придумайте для него обязанности, например:убрать за собой игрушки; порисовал, убери краски итд.
Главный источник информации об агрессии дошкольника – наблюдение за ним. Обратите внимание, как он играет и общается. Проанализируйте его повседневную активность. Важно как можно скорее заметить тревожные признаки.