Елена Д
Агрессия у ребенка. Как реагировать
▼ Скачать + Заказать документы
Дрождина Е. Н.
Педагог-психолог Службы ранней помощи ГБУ ЦСПР «Семь-Я»
Морина Е. Ю.
Руководитель Службы ранней помощи ГБУ ЦСПР «Семь-Я»
Почти все родители, воспитывающие маленьких детей, впервые сталкиваясь с агрессией ребенка не знают, как реагировать на это.
Самая большая ошибка – пытаться что-либо объяснять ребенку в момент его агрессивного поведения.
Публикация «Агрессия у ребенка, Как реагировать» размещена в разделах
Чувство злости, которое зачастую стоит за этим поведением, абсолютно нормально, естественно для любого человека. Мы, взрослые, тоже нередко злимся. Просто уже умеем управлять этим чувством, а дети, только учатся этому.
Важно, чтобы родители не запрещали детям испытывать такие негативные чувства, а научили выражать их культурно. Существует только одно строгое «Нельзя» - нельзя бить людей и животных. Но, как и для любого «нельзя», важно – найти альтернативу.
В зависимости от возраста и состояния ребенка можно выбрать подходящие способы.
1. Отреагирование, т. е. «выплескивание» или «канализация» чувств в различные активные игры, например:
«Выбиваем пыль» - колотя руками по подушке, хорошенько ее почистить;
«Детский футбол» - только мяч должен быть неупругим, мягким, текстильным;
«Бумажные бои» - кидаться скомканной бумагой, как снежками;
«Громкий концерт» - пошуметь с помощью кухонной посуды и утвари;
«Забиваем гвозди» - бить игрушечным молоточком по деревянным гвоздям;
«Ругаемся овощами» - вместо грубых обзывательств употреблять названия овощей, например: «Ты редиска!», «А ты…»;
«Падающая башня» - построив из всевозможных подушек высокую башню, попытаться залезть на нее, не разрушив.
2. Переключение на различные виды деятельности (также активные, например:
Черкать по листу бумаги красным карандашом, ручкой, мелком и пр. ; рисовать в стиле каляки-маляки;
Мять и бросать бумагу, рвать ее на части;
Играть с водой, используя различные брызгалками, стаканчики для переливания, пену для бритья и пр.
Играть с пластилином, глиной и тестом: расплющивать, отрывать кусочки, растягивать, сдавливать, соединять воедино, катать колобок, делать отверстия, выдавливать формочками, резать пластиковым ножом и пр.
3. Присоединение к состоянию ребенка и направление его агрессивных действий в конструктивное русло. Например, если ребенок хочет толкать и ронять стулья, можно предложить ему помощь, комментируя при этом следующее: «Ого, какой тяжелой работой ты занимаешься! Давай, я помогу тебе! Куда мы перенесем этот стул? Отлично, сюда. Действительно, здесь он не будет мешать…».
4. Рефлексия
Детям, которые уже могут осознавать свое состояние, можно предложить задать самому себе вопрос: «Зачем мне агрессия?» и научить брать на себя ответственность за нее.
Например: «Ты злишься, давай подумаем, что ты сейчас хочешь? Показать, что ты сильный? Тогда будем измерять твою силу, например, поднимать стулья – посмотрим, сколько раз ты сможешь это сделать. Можно же мериться силами, а не драться. Давай учиться отвечать за свою злость. Что ты ей скажешь: «Все круши или угомонись, чтобы сделать что-то интересное, например, поиграть, оказать помощь, кому это необходимо, заняться творчеством? Может быть что-нибудь еще?»
Также можно использовать упражнение «Уходи злость, уходи», когда ребенок ложится на пол, на мягкий мат в позе звезды, колотит руками и ногами и говорит: «Уходи злость, уходи!».
И, наконец, мамы, не забывайте, что легче предотвратить агрессию, чем ее остановить.
Детям нужно много двигаться. Физкультура и спорт – лучшие средства, позволяющие эффективно и с пользой тратить энергию, которой у них так много! Если у вас, взрослых, нет возможности организовать для детей посещение спортивных секций, можно использовать множество игр и упражнений, которые в домашних условиях или на детских площадках позволят реализовать потребность детей в двигательной активности.