Приложение МААМ

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями «Адаптированный спорт»

Чикина Татьяна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями «Адаптированный спорт»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Коррекционная школа № 8»

Утверждена

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2024 г. Приказ ГКОУ КШ № 8

от 30.08.2024г. № 300824/6

Адаптированная дополнительная

общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

для детей с ОВЗ и инвалидностью

интеллектуальными нарушениями)

«Адаптированный спорт»

1 группа

Возраст обучающихся – 9-16 лет

Публикация «Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями „Адаптированный спорт“» размещена в разделах

Срок реализации – 2 года

Автор – составитель:

Чикина Т. В.

педагог дополнительного образования

г. Арзамас, 2024

Содержание

1 Пояснительная записка…. 3

2 Учебный план… 7

3 Содержание учебного плана…. 8

4 Календарный учебный график…. 9

5 Формы аттестации…. 12

6 Условия реализации программы…. 12

7 Список литературы… 14

1. Пояснительная записка

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на всестороннее развитие личности, на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных задач. Для детей, имеющих двигательные нарушения, физическое воспитание имеет важное значение как коррекционно -воспитательное средство. Физическое развитие детей с ОВЗ имеет свои существенные особенности. Таким детям свойственна быстрая утомляемость, мышечная напряженность, замедленность процесса освоения основных движений, у них нарушена осанка, общая моторика, ориентировка в пространстве, обладают общей скованностью и замедленностью выполнения движений, дискоординацией, выражено плоскостопие. Также такие дети отстают в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости.

Физическое развитие является одним из главных направлений, которое обеспечивает успешность жизнедеятельности ребёнка. Формирование моторики и автоматизация комплекса движения – главные компоненты физического развития ребёнка. А чувство радости, ощущение самостоятельности – это главные источники мотивации физической активности детей.

В последнее время возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Поэтому физическое воспитание ребенка с ОВЗ – это самый действенный метод в его развитии. Дети с ОВЗ становятся активными участниками Параолимпийских игр на международных аренах.

Их желание заниматься спортом нисколько не меньше, чем у обычных ребят, бывает даже и гораздо выше.

Согласно статистике наблюдается низкий уровень физического развития детей - выпускников общеобразовательных школ, а среди детей-выпускников специальных школ - интернатов данный процент еще ниже, что недопустимо т. к. решение проблем физического развития детей с ОВЗ, рост их двигательной активности и уровня физического развития с помощью систематической целенаправленной коррекционной работы является одним из главных условий подготовки таких детей к самой жизни и трудовой деятельности, а также процессам их реабилитации и интеграции в современном обществе.

Таким образом, согласно наблюдениям и практическому опыту детям с ОВЗ просто необходимо повышение их двигательной активности с помощью физкультурных занятий.

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики каждого ребенка с ОВЗ. Многие физические упражнения, вариативность их выполнения, позволяют выбирать целесообразные сочетания для каждого ребенка в силу их различных нарушений.

Поэтому регулярные физкультурно-оздоровительные занятия необходимы в жизни каждого ребенка с ОВЗ.

Направленность. Работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств.

Актуальность программы. Физическая культура являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства.

С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.

Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

Отличительные особенности программы.  

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 12 – 16 лет.   Программа построена на общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, физкультминутках, дыхательной и пальчиковой гимнастики, также в программе имеются эстафеты, включающие в себя самые разнообразные двигательные действия, создающие целостную систему обучения, доступную для детей данного возраста.

Содержание программы сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно -волевых, моральных качеств.

Цель программы :

Формирование у детей осознанного отношения к своим силам и уверенности в них, готовность к выполнению физических нагрузок, потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.

Задачи:

Развивающие:

1. Развивать двигательные качества (быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, точность движения, мышечную силу, двигательность реакции).

2. Формировать и совершенствовать двигательные навыки прикладного характера.

3. Обогащать словарный запас.

Воспитывающие:

1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.

2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.

3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

4. Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

Срок реализации программы – 2 года.

Учебный год длится 9 месяцев - с сентября по май. Количество детей, посещающих кружок, составляет II подгруппы по 10 человек в каждой.

Количество занятий: 1 занятия в неделю, 4 занятий в месяц, в спортивном зале продолжительностью 30 минут, 35 занятий в учебном году (с сентября по май). Занятия проводятся в кабинете «Ритмики»спортивном зале и включают теоретические и практические занятия.

Планируемые (ожидаемые)   результаты  освоения программы.

В результате освоения программы учащиеся :

Будут знать Будут уметь

Первый год обучения

-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

-подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;

-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и эстафет;

-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

Второй год обучения

-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

-организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

2. Учебный план

Первый год обучения

Разделы программы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Практика Теория

1 Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. 2 1 1 Устный опрос

2 Беседы о здоровом образе жизни. 4 2 2 Устный опрос

3 Ходьба. 4 2 2 Устный опрос

4 Построение и перестроение. 3 2 1 Наблюдение

5 Повороты. 3 2 1 Наблюдение

6 Дыхательная гимнастика. 3 2 1 Наблюдение

7 ОРУ. 3 2 1 Наблюдение

8 Физкультминутки. 3 2 1 Наблюдение

9 Прыжки. 4 3 1 Наблюдение

10 Упражнения с мячом. 3 2 1 Наблюдение

11 Подвижные игры. 4 3 1 Наблюдение

12 Промежуточная аттестация 2 1 1 Наблюдение

Итого: 38 24 14

Второй год обучения

Разделы программы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Практика Теория

1 Ходьба, бег и беговые упражнения, общеразвивающие упражнения. 9 8 1 Наблюдение

2. Упражнения для укрепления силы и выносливости мышц. 9 8 1 Наблюдение

3. Упражнения для формирования координации движений. 9 8 1 Наблюдение

4. Упражнения для формирования навыков правильной осанки. 9 8 1 Наблюдение

5. Промежуточная аттестация 2 1 1 Наблюдение

Итого 38 33 5

3. Содержание программы

Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности.

Теория: Теоретические основы по время занятий.

Практика:

Повороты.

Теория:основные правила выполнения упражнений на гибкость.

Практика:самостоятельное выполнение упражнений на гибкость.

Дыхательная гимнастика.

Теория:основные правила выполнения дыхательных упражнений.

Практика:самостоятельное выполнение дыхательных упражнений.

Упражнения с мячом.

Теория:основные правила выполнения силовых упражнений рук, ног и спины.

Практика: самостоятельное выполнение силовых упражнений рук, ног испины.

Общая физическая подготовка (ОФП)

Теория:основные правила выполнения упражнений на развитие выносливости и координации.

Практика:самостоятельное выполнение общеразвивающих упражнений рук.

Общеразвивающие упражнения для рук, ног, спины в игровой форме вовлекая спортивный инвентарь (мяч, обруч, гимнастичская палка).Правила выполнения техники общеразвивающих упражнений рук, ног и спины со спортивным инвентарем.

Теория: основные правила техники выполнения общеразвивающих упражнений рук, ног, спины

со спортивным инвентарем.

Практика: самостоятельное выполнение общеразвивающих упражнений рук, ног и спины со спортивным инвентарём.

Упражнения на развитие выносливости и координации. Правила выполнения техники упражнений на развитие выносливости и координации.

Теория: основные правила выполнения упражнений на развитие выносливости и координации.

Практика: самостоятельное выполнение упражнений на развитие выносливости и координации.

Силовые упражнения для ног, рук и спины. Правила выполнения техники силовых упражнений рук, ног и спины.

Теория: основные правила выполнения силовых упражнений рук, ног и спины.

Практика: самостоятельное выполнение силовых упражнений рук, ног и спины.

Упражнения на гибкость.

Правила выполнения техники упражнений на гибкость.

Теория: основные правила выполнения упражнений на гибкость.

Практика: самостоятельное выполнение упражнений на гибкость.

4. Календарный учебный план

Первый год обучения (38 часов)

№ Дата Тема занятий Кол-во часов Форма занятий Форма контроля

I четверть – 9 часов

1 03.09 Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. 1 Беседа,показ Устный опрос

2 10.09 Выявления уровня первичной подготовки детей.

1 Показ Наблюдение

3 17.09 Беседа «Правила личной гигиены»

1 Беседа, показ Наблюдение

4 24.09 Ходьбе на носках, на внешней стороне стопы, приставными и скрестными шагами. 1 Показ Наблюдение

5 01.10 Ходьба в приседе, перекатом с пятки на носок, парами. 1 Показ Наблюдение

6 08. 10 Беседа: «Полезные и вредные привычки». 1 Беседа Устный опрос

7 15.10 Построение в шеренгу. 1 Показ Наблюдение

8

9 22.10

29.10 Построение в колонну.

Каникулы: 1

1 Показ

Показ Наблюдение

Наблюдение

II четверть – 9 часов

1 05.11 Перестроение из одной шеренги в две. 1 Показ Наблюдение

2 12.11 Перестроение в круг, из шеренги взявшись за руки. 1 Показ Наблюдение

3 19.11 Повороты направо, налево. 1 Показ Наблюдение

4 26.11 Повороты кругом, поворот в прыжке. 1 Показ Наблюдение

5 03.12 Дыхательная гимнастика «Вырасти большой» 1 Беседа,показ Наблюдение

6 10.12 Подвижная игра «Не пропусти мяч» 1 Показ Наблюдение

7 17.12 Дыхательная гимнастика «Хомячок» 1 Беседа,показ Наблюдение

8

9 24.12

31.12 ОРУ в ходьбе.

Каникулы: 1

1 Показ

Показ Наблюдение

Наблюдение

III четверть – 11 час

1 14.01 Подвижная игра «Три, тринадцать, тридцать» 1 Беседа,показ Наблюдение

2 21.01 Дыхательная гимнастика «В лесу» 1 Беседа,показ Наблюдение

3 28.01 ОРУ с обручем. 1 Показ Наблюдение

4 04.02 Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик» 1 Показ Наблюдение

5 11.02 Комплекс прыжковых упражнений № 2 1 Показ Наблюдение

6 18.02 Дыхательная гимнастика «Насос» 1 Показ Наблюдение

7 25.02 Подвижная игра «Лес, болото, озеро» 1 Показ Наблюдение

8 04.03 ОРУ без предметов. 1 Показ Наблюдение

9 11.03 Эстафета с мячами 1 Показ Наблюдение

10

11 18.03

25.03 Прыжок в длину с места.

Каникулы: 1

1 Показ

Показ Наблюдение

Наблюдение

IV четверть – 9 часов

1 01. 04 Физкультминутка: «Мяч» 1 Беседа, показ Наблюдение

2 08.04 Беседа «Правила личной гигиены» 1 Беседа, показ Наблюдение

3 15.04 Прыжки на скакалке. 1 Показ Наблюдение

4 22.04 Упражнения с мячом ««ПРОКАТИ И ДОГОНИ»» 1 Показ Наблюдение

5 29. 04 Физкультминутка: «Дирижёр» 1 Показ Наблюдение

6 06.05 Общая физическая подготовка (ОФП). Комплекс № 1 1 Беседа, показ Наблюдение

7 13.05 Дыхательная гимнастика «Гуси летят» 1 Беседа, показ Наблюдение

8 20.05 Упражнения с мячом ««СБЕЙ КЕГЛИ»» 1 Показ Наблюдение

9 27.05 Итоговое занятие (знания, умения и навыки). 1 Показ Наблюдение

2- год обучения (38 часов)

№ Дата Тема занятий Кол-во часов Форма занятий Форма контроля

I четверть - 9 часов

1 Беседа «Правила личной гигиены» 1 Беседа,показ Устный опрос

2 Физкультминутка: «Печка» 1 Показ Наблюдение

3 Подвижная игра «Узнай друга» 1 Беседа, показ Наблюдение

4 Общая физическая подготовка (ОФП). Комплекс № 2 1 Показ Наблюдение

5 ОРУ с мячом. 1 Показ Наблюдение

6 Дыхательная гимнастика «Пушок» 1 Беседа Устный опрос

7 Упражнения с мячом ««ПРОКАТИ И ДОГОНИ»» 1 Показ Наблюдение

8

9 Физкультминутка:

«Гуси – лебеди»

Каникулы: 1

1 Показ

Показ Наблюдение

Наблюдение

II четверть - 9 часов

1 Упражнения с мячом «БАШЕНКА» 1 Показ Наблюдение

2 Общая физическая подготовка (ОФП). Комплекс № 3 1 Показ Наблюдение

3 Упражнения с мячом «Поскачи с мячом» 1 Показ Наблюдение

4 Эстафета без предметов 1 Показ Наблюдение

5 ОРУ с гимнастической палкой. 1 Беседа,показ Наблюдение

6 Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев» 1 Показ Наблюдение

7 Физкультминутка: «Буратино» 1 Беседа,показ Наблюдение

8

9 Упражнения с мячом «Яблочко»

Каникулы: 1

1 Показ

Показ Наблюдение

Наблюдение

III четверть - 11 часа

1 Физкультминутка:

«Ветер» 1 Беседа,показ Наблюдение

2 Подвижная игра «Повтори, не ошибись» 1 Беседа,показ Наблюдение

3 Упражнения с мячом «Съедобное – несъедобное» 1 Показ Наблюдение

4 Подвижная игра «Что пропало» 1 Показ Наблюдение

5 Физкультминутка:

«Мышки» 1 Показ Наблюдение

6 Упражнения с мячом «Поймай сачком» 1 Показ Наблюдение

7 Эстафета с элементами спортивных игр 1 Показ Наблюдение

8 Физкультминутка: «Буратино» 1 Показ Наблюдение

9 Подвижная игра «Лохматый пес» 1 Показ Наблюдение

10

11 Эстафета с обручами

Каникулы: 1

1 Показ

Показ Наблюдение

Наблюдение

IV четверть - 9 часов

1 ОРУ на месте в парах. 1 Показ Наблюдение

2 Подвижная игра «Мины» 1 Беседа, показ Наблюдение

3 Упражнения с мячом «Мини-баскетбол» 1 Показ Наблюдение

4 Физкультминутка: «В лесок» 1 Показ Наблюдение

5 Подвижная игра «Три, тринадцать, тридцать» 1 Показ Наблюдение

6 ОРУ с флажками. 1 Беседа, показ Наблюдение

7 Подвижная игра «Лес, болото, озеро» 1 Беседа, показ Наблюдение

8 Эстафета с элементами спортивных игр 1 Показ Наблюдение

9 Выявление уровня освоения программа детьми. 1 Показ Наблюдение

5. Формы аттестации

Аттестация учащихся в результате освоения программы “ Адаптированный спорт”проводится текущая,промежуточная итоговая в аттестация в процессе занятий, проверка выполнения отдельных упражнений,выполнение установленных заданий.  

6. Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

1. Спортивный зал, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам;

Мячи: - баскетбольные (3 шт.)- волейбольные (8 шт.)- футбольные (3 шт.)

2. Гимнастическая стенка

3. Конусы -ориентиры (10 шт.)4. Скакалки (10 шт.)5. Кубики (10 шт.)6. Волейбольная сетка (1 шт.)7. Гимнастические палки (10 шт.)8. Обручи (10 шт.)9. Кегли (20 шт.)10. Гимнастические скамейки (2 шт.)11. Коврики (10 шт.)12. Свисток (2 шт.)

13. Флажки (8 шт.)

14. Теннисные мячи (8 шт.)

15. Гимнастические маты (5 шт.)

18. Секундомер (1 шт.)

Информационные ресурсы.

Для реализации программы используются следующие виды информационных ресурсов:

электронные учебные пособия;

сайты;

компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий;

музыкальный центр;

CD-диски (музыка для ходьбы, бега, релаксации);

флеш-карта (презентации, видеоролики);

ноутбук.

Методические ресурсы.

Для реализации программы используются следующие виды методических ресурсов:

наглядные пособия, средства компьютерной поддержки;

методический материал (пособия, разработки занятий, бесед т. д.).

7. Список литературы

Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / Гамидова Светлана Константиновна ; [Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма]. – Смоленск, 2012. – 19 с.

Кирпиченков А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. – Смоленск, 2012. – 21 с.

Волошина, Л. Н. «Играйте на здоровье!» [Текст] : Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет/Л. Н. Волошина. М. : АРКТИ, 2004. – 144с.

Мониторинг физической подготовленности детей и обеспечение физической культуры в ДОУ г. Москвы, под ред. к. п. н. Тяпиной А. Н. Спортивные технологии, М., 2002, стр. 11-16

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-podvizhnyh-igr-dlja-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja.html

https://multiurok.ru/files/sbornik-fizminutok-dlia-dietiei-s-ovz.html

Автор публикации:
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями «Адаптированный спорт»
Опубликовано: 15 октября 2024 в 20:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями «Адаптированный спорт»» (включая файлы) размещена пользователем Чикина Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД