Елена Капитанова
Адаптационный проект для детей разных возрастных групп «Мы в садик ходим всей семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы в садик ходим всей семьей».
Я работаю в новом детском саду. Все наши группы детей (как и мы – воспитатели) адаптируются к новым условиям. В связи с этим возникла необходимость разработать план работы на ближайший период.
Публикация «Адаптационный проект для детей разных возрастных групп „Мы в садик ходим всей семьей“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Данный проект рассчитан на группы всех возрастов. Он позволит облегчить привыкание детей к новым социальным условиям, как в первой младшей группе, так и в подготовительной. Разительное отличие будет состоять только в наполнении предложенной программы содержанием. Я предлагаю связать процесс адаптации детей с активным участием взрослых, а значит позволить родителям подольше быть рядом со своими малышами и прикоснуться к чудесному внутреннему миру детского сада. В настоящем проекте детям предложено изучить себя и свою семью, а также научить нас взрослых нежности и отзывчивости.
Цель проекта: облегчить адаптацию детей к детскому саду с помощью привлечения родителей к совместной деятельности с детьми; побудить родителей к активному участию в жизни группы и детского сада, сделать переход от домашнего воспитания к образовательному учреждению более плавным, менее травмирующим.
Задачи проекта:
1. Дать детям информацию о семье, о ролях в ней ребенка, мамы, папы, бабушки, дедушки и т. д…
2. Побудить детей узнать как можно больше о своей семье, родных (младшим деткам достаточно запомнить имена родителей, заучить свою фамилию; детям старшей и подготовительной групп узнать о своих корнях, происхождении фамилии и имени);
3. Родителям совместно с детьми изготовить генеалогическое древо; для младших групп – коллаж с фотографиями родителей;
4. Проинформировать родителей о возможных трудностях адаптации детей в детском саду и различных путях их решения;
5. Провести итоговое мероприятие в виде чаепития;
6. Оформить выставку коллажей (возможно оформление уголков уединения);
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
• Подготовить информационный материал об адаптации для родителей;
• Оформить для родителей план мероприятий в виде буклета, в котором прописать цель проекта, значимость участия в нем родителей, а также подробно расписать домашние задания для совестного выполнения родителей с детьми;
• Каждому родителю вручить буклет;
• Провести беседу с родителями о необходимости активно участвовать в жизни группы, о важности вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс для успешной адаптации детей;
• Подготовить призы и наградные дипломы для конкурса чтецов;
• Подобрать стихи и рассказы на тему семьи;
• Подготовить материал о тайне имени каждого воспитанника группы;
Понедельник (14.10.2013г.):
1. Утром – беседа с детьми в группе о семье, о роли каждого члена в ней. (Оценить уровень знаний детей о своих семьях, вызвать интерес у детей разузнать побольше о родных).
2. Вечером – сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». (Учить «примерять» на себя различные социальные роли, и в связи с этим разрешать проблемные ситуации, учиться взаимодействовать между собой).
3. Домашнее задание для родителей (сделать с ребенком генеалогическое древо, форматом А4 в любой технике, во время изготовления рассказать ребенку о составе семьи, роли каждого члена семьи, профессиях и увлечениях каждого, с детками младших групп можно сделать коллаж из хорошо узнаваемых фотографий мамы и папы, побуждая малышей проговаривать их имена и показывать на изображения).
Вторник (15.10.2013 г.):
1. Организация выставки работ «Генеалогическое древо», рассказы детей о своих семьях на основе этих работ. Побуждать детей активно рассказывать, составляя полные предложения. Активизировать их память, побуждая вспомнить информацию, рассказанную родителями накануне.
2. Читать и заучивать с детьми стихотворения о семье. (Стихов должно хватить каждому ребенку, у малышей это могут быть пальчиковые игры соответствующей тематики). Упражнять механическую и ритмичную речь, вызывать эмоциональный отклик на поэтическое произведение.
3. Домашнее задание для родителей (выучить с ребенком стихотворение о семье для конкурса чтецов, рассказать ребенку о происхождении его имени и фамилии, попросить ребенка изобразить свое имя на листе бумаги с помощью карандашей, формат А4, младшим группам обязательно попросить родителей проигрывать пальчиковые упражнения дома вместе с детками).
Среда (16.10.2013 г.):
1. Утром – читать рассказы на тему семьи и детско-родительских отношений. Работать с детьми по тексту (пересказ, обсуждение, ответы на вопросы). Вызывать эмоциональный отклик на художественное произведение, воспитывать в детях толерантность, эмпатию, уважение к старшему поколению. Учить анализировать поведение персонажей.
2. Вечером – репетиция конкурса чтецов. Повторять с детьми стихи для того, чтобы они увереннее чувствовали себя во время конкурса, тренировать устную речь.
3. Пригласить родителей на выставку детских работ о семье «Генеалогическое древо», домашнее задание (повторять стихотворение).
Четверг (17.10.2013 г.):
1. Продолжать читать рассказы на тему семьи и детско-родительских отношений. Работать с детьми по тексту (пересказ, обсуждение, ответы на вопросы). Вызывать эмоциональный отклик на художественное произведение, воспитывать в детях толерантность, эмпатию, уважение к старшему поколению. Учить анализировать поведение персонажей.
2. Домашнее задание для родителей (совместно с ребенком изобразить портрет семьи, материал – краски, формат А4).
Пятница (18.10.2013 г.):Итоговое мероприятие. В пригласить родителей в детский сад. Совместными усилиями организовать и провести чаепитие, во время которого провести конкурс чтецов. Далее дети вместе с родителями расскажут о своей семье и представят портрет своей семьи.
Чтобы родители чувствовали себя более раскованно и непринужденно, можно предложить им игру-тренинг: «Я в детстве мечтал о…». (Передавать из рук в руки какой-либо предмет и продолжать эту фразу до конца – «Я в детстве мечтал о.»)
После этого можно зачитать всем гостям значения имен воспитанников (делать это нужно быстро, не затягивая, а толкования имен должны быть веселыми и лаконичными). Можно даже придумать, на что или на кого похожи ваши воспитанники и подарить каждому значок с соответствующим изображением. Также приветствуется награждение детей медалями типа «Мисс очарование», «Мистер весельчак» и т. д…
Чтобы все гости ушли в приподнятом настроении, необходимо провести с родителями и детьми пальчиковую гимнастику или просто разминку в стихах, которую дети хорошо знают наизусть. Это развеселит и детей, и взрослых.
В конце обязательно поблагодарить родителей за их активное участие. Можно вручить некоторым благодарственные письма. Не забыть сделать коллективное фото.
Понедельник (21.10.2013 г.):
Отчет о завершении проекта, подведение итогов. Проводится в наиболее удобной форме (презентация, газета с фотографиями, рассказ с демонстрацией наиболее интересных коллажей и т. д.).
Ожидаемые результаты.
Дети, приходя в детский сад, смогут в любое время смотреть на изображение своей семьи, рассказывать о своих родных, прикасаться к их изображениям или просто сидеть рядом. Это будет полезно для их эмоционального состояния, малыши (особенно самые маленькие) смогут легче переносить нахождение в группе в отсутствии близких, создаст ощущение их присутствия. Старшие дошкольники помимо этого пополнят свои знания о родных и близких, познакомятся с новым художественными произведениями. А главное – родители станут ближе к проблемам своих детей в детском саду.
Материал подготовила
Воспитатель
Капитанова Е. Н.
Октябрь 2013 год.
Итоговая рефлексия.
В настоящее время проект завершен, и я открыла для себя много нового. Во-первых, не ожидала такой активности со стороны родителей. И мамы, и папы откликнулись на мое предложение и честно выполняли «домашние задания». Надо сказать, дети были счастливы от того, что родители стали больше времени проводить в саду, интересоваться их делами, да к тому же выполнять совместные работы! Глаза родителей загорелись, когда мы с детьми стали расспрашивать, откуда появилось имя ребенка, а кем работал их дедушка. Такие вопросы заставили родителей посмотреть на детский сад по-новому. С огромной теплотой и трепетом взрослые вырезали, клеили, рисовали и даже сколачивали свои работы. И насколько разнообразно видение каждого человека одной и той же задачи: одни нарисовали древо, другие горшок с растущим цветком, третьи изобразили схему. Я вижу, что родители стали больше доверять воспитателям и это очень приятно.
Из минусов хочется указать на то, что для подобного проекта стоит уделить времени больше, нежели неделю. Очень много еще можно было бы успеть за это время.