Ефимова Алина
Адаптация в детском саду. Основные принципы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема адаптации в детском саду по праву из года в год является самой актуальной и животрепещущей в жизни каждого родителя, чей ребенок достиг садовского возраста. Поэтому в этой статье мы поговорим о том, какие шаги помогут сделать адаптацию более успешной и комфортной, как для родителей, так и для ребенка.
Публикация «Адаптация в детском саду, Основные принципы» размещена в разделах
Прежде всего, родителям стоит понимать, что подготовку к детскому саду следует начинать заблаговременно, а не в первый день поступления ребенка в сад. Желательно начать готовить ребенка к садовской жизни хотя бы за три месяца. Помните, что адаптация – это постепенный, планомерный процесс, который важно пройти мягко.
Говоря о адаптации, стоит понимать, что одним из важнейших моментов является готовность самой мамы. Решение отдать ребенка в детский сад не должно быть никем навязано. Мама транслирует, что детский сад – это хорошо и безопасно, так как ребенок считывает и чувствует состояние мамы. Разделяйте свои чувства и чувства вашего ребенка. Не переносите ваш, возможно, травматичный опыт посещения детского сада на своего ребенка.
Также заранее стоит позаботиться о том, чтобы у ребенка был опыт расставания с мамой. Важно закрепить в сознании ребенка связь: «мама ушла, но обязательно вернется». Оставляйте ребенка с папой, бабушкой или другим значимым для ребенка взрослым, которому вы доверяете. Отмечу здесь очень важный принцип : не убегать, а отрабатывать свой ритуал прощания. Он может быть абсолютно любым, главное условие – он должен повторяться из раза в раз. Чем раньше вы начнете это практиковать, тем лучше.
Обращаю ваше внимание на то, что режим ребенка дома должен быть максимально приближен к режиму детского сада. Так нервной системе ребенка будет проще адаптироваться.
Хорошо, если ребенок обладает минимальными навыками самообслуживания: ходит туалет на горшок, может самостоятельно есть, убирает за собой игрушки, может частично одеться и раздеться сам. В таком случае требования сада не покажутся ребенку чем-то непосильно трудным.
Стоит обратить внимание на то, чтобы момент начала посещения сада не совпал с какими-либо стрессовыми ситуациями в жизни ребенка: развод родителей, переезд, рождение ребенка, отлучение от соски и т. д. Любая нестабильность для ребенка – это потеря чувства безопасности, которая усугубит и затянет процесс адаптации.
Также легкой адаптации поспособствуют книги про детский сад, игры в детский сад, беседы и рассказы о жизни в саду, прогулки рядом с садом, который ребенок планирует посещать. Не лишним будет наблюдение за детьми на прогулке в саду или за тем, как родители забирают детей домой. В этом контексте можно обсудить с ребенком, что дети в саду не ночуют и не живут, родители обязательно забирают всех домой.
Не лишним будет сходить с ребенком на экскурсию в сад. Показать малышу его будущую группу, его шкафчик, познакомиться с воспитателем. Момент контакта родителя и воспитателя очень важен. Ребенок видит, что мама разговаривает с этим взрослым, улыбается ему, значит ему можно доверять.
Безусловно, семейная ситуация у всех разная и дети тоже все разные, с разным типом нервной системы. Поэтому схема адаптации, которую я приведу ниже, является примерной. Обращаю ваше внимание, что процесс адаптации занимает где-то два месяца. Полная адаптация происходит до полугода. Первый день – это знакомство с воспитателем, группой и своим местом в шкафчике. В этот день рекомендуется познакомиться, осмотреться и уйти. Первую неделю оптимальный промежуток времени нахождения в детском саду составляет два часа. Вторая неделя – три часа. Третья и четвертая недели – ребенок посещает сад до дневного сна. С пятой недели можно пробовать оставлять ребенка на сон и забирать его сразу после сна. На седьмой – восьмой неделе можно пробовать забирать ребенка вечером.
Адаптацию можно считать успешной, если ребенок в группе вступает в контакт с другими детьми, играет, а не сидит на стульчике в ожидании мамы. И также если ребенок с радостью идет к маме, когда она приходит забирать его из сада. Помните, что все новое для ребенка не комфортно, не привычно. А слезы – это способ выразить свои переживания, показать свой протест. Да, это стресс, но это посильный для детской психики стресс.
Мягкой и легкой всем адаптации!