Анна Звягинцева
Адаптация в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка к детскому саду.
Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Темочки:
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок чувствует себя растерянным, испытывает сильный стресс. Чтобы привыкнуть к новым условиям, должно пройти время, которое называют периодом адаптации.
Когда малыш начинает посещать садик, адаптация затрагивает не только его, но и родителей. Но взрослым намного проще с ней справиться, потому что их организм более стресс устойчивый. Детская адаптация протекает сложнее, потому что малышу предстоит:
- привыкать к другому режиму дня;
- научиться быть самостоятельным и обходиться без помощи родителей (использовать горшок, мыть руки, пить и есть, раздеваться, одеваться);
- оставаться без мамы и папы среди сверстников, которые отличаются характерами, и не со всеми из них будет взаимопонимание;
- слушать и выполнять требования воспитателей;
- быть вдали от привычных вещей и домашней обстановки;
- не получать достаточно внимания. Особенно тяжело бывает единственным детям в семье, которые привыкли, что им всегда уделяют время.
На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов:
1. Возраст ребёнка
Большинство специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.
Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5–3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.
2. Состояние здоровья
Тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.
Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.
3. Уровень развития умений и навыков
К началу садовской жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.
Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.
4. Уровень социализации
В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.
Педагоги и психологи выделяют три степени адаптации детей к детскому саду : лёгкую, среднюю и тяжёлую, каждая из которых имеет свои сроки и особенности.
Лёгкая степень длится от двух недель до месяца. Для неё характерны:
- Спокойный сон малыша, включая дневной и ночной. Если ребёнок просыпается, то засыпает вновь легко и быстро.
- Хороший аппетит. Иногда присутствует избирательность в еде, это нормально.
- Спокойное и уравновешенное состояние малыша.
- Ребёнок без истерик остаётся без родителей, может играть самостоятельно.
- Лёгкость в поведении со сверстниками и воспитателями.
Даже при такой степени адаптации у малыша могут в первые недели посещения детского сада наблюдаться нарушения сна и аппетита, небольшая нервозность и капризность, потому что меняется режим дня, появляются новые люди и обязанности.
Средняя степень адаптации длится 1-2 месяца. Ребёнок чаще болеет, поэтому посещает детский сад с перерывами.
- Беспокойный сон малыша, который часто прерывается. Иногда ребёнок вовсе не может заснуть в саду.
- Сниженный аппетит: малыш мало ест или наотрез отказывается от любой пищи.
- Непостоянство эмоций. Ребёнок грустит и плачет, его настроение часто меняется. Малыш может играть один, но недолго.
- Ребёнок с трудом расстаётся с родителями, затем сидит в одиночестве.
- Малыш не проявляет особого интереса к общению с другими детьми, постоянно спрашивает воспитателя, когда его заберут.
Тяжёлая степень адаптации длится от 2 месяцев до полугода. В редких случаях ребёнок не привыкает к детскому саду вовсе. Тогда психологи и педагоги рекомендуют сделать длительную паузу или перестать водить малыша в дошкольное учреждение.
Как понять, что у ребёнка тяжёлая степень адаптации к детскому саду?
- Малыш не спит днём, ночью сон также беспокойный, ребёнка мучают страхи.
- Аппетит сниженный, малыш часто отказывается есть.
- Эмоции нестабильны: ребёнок задумчив, уходит “в себя” или наоборот возбуждён и агрессивен.
- Расставание с родителями даётся с большим трудом и сопровождается криками, рыданиями и истериками.
- Малыш не желает общаться ни со взрослыми, ни со сверстниками, замкнут или агрессивен.
О завершении адаптации любой степени можно говорить после налаживания сна, аппетита, эмоционального состояния, поведения малыша при расставании с родителями и стремления к общению с другими детьми и взрослыми.
Советы педагога-психолога для родителей дети которых впервые пошли в детский сад.
Как надо себя вести родителям, когда Ваш ребёнок впервые начал посещать детский сад :
- Готовьте вашего ребёнка к кратковременной разлуке с вами, дайте ему понять, что это неминуемо только потому, что он (или она) уже большой. Настройте ребёнка на мажорный (положительный, весёлый) лад.
- Как можно раньше сообщите воспитателю о личных особенностях ребёнка (привычках, привязанностях, темпераменте)
- Постепенно увеличивать пребывание ребёнка в детском саду.
- Создать дома такой же режим, как в детском саду.
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для ребёнка в семье.
- Сократить просмотр телевизионных передач, больше общаться с ребёнком, гулять.
- При выявлении серьёзных изменений в поведении ребёнка как можно раньше обращаться к врачу или психологу детского сада.
- Самое главное будьте уверенны в важности посещения ребёнком детского сада и показывайте ребёнку свою уверенность.
Как не надо себя вести родителям ребёнка, когда он впервые начал посещать детский сад :
- Наказывать ребёнка детским садом и поздно забирать домой.
- Конфликтовать с ним дома, строго наказывать за капризы.
- В выходные дни резко менять режим дня ребёнка.
- Обсуждать проблемы, связанные с детским садом, в присутствии ребёнка.
- Не выполнять рекомендации врача и воспитателей и других специалистов ДОУ.
-
Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.