Валентина Перницкая
Консультация «Адаптация ребёнка к детскому саду с помощью родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка к детскому саду. Важен настрой родителей.
Автор: Перницкая Валентина Геннадьевна
Малышу исполняется два года, и родители начинают задумываться: «А не пора ли ребенка отдавать в детский сад?» Важно помнить, что поступление в детский садик является важным событием в жизни малыша. К этому решению нельзя подходить спонтанно, руководствуясь эмоциями или безразлично: все ходят и мой пойдет. Ведь от неправильно выбранного момента для поступления в детское учреждение может серьезно пострадать психическое и физическое здоровье ребенка, может оборваться эмоциональная близость между ребенком и родителями, что повлияет на их взаимоотношения в дальнейшей жизни.
Публикация «Консультация „Адаптация ребёнка к детскому саду с помощью родителей“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Определитесь: зачем вам и вашему ребенку детский сад? Если острой необходимости в садике нет, то лучше до трех лет подержать малыша дома. Хорошо если близкие родственники примут участие в уходе за малышом. По возможности можно отдать ребенка в развивающие студии. Но что делать, если у мамы безвыходная ситуация? Нужно выйти на работу, а помочь с ребенком некому. В этом случае детский сад является добрым помощником в воспитании малыша. Как сделать переход ребенка из домашней среды в дошкольное учреждение менее болезненным?
Самое главное – это понимание необходимости в детском садике. Давно отмечен тот факт, что при острой необходимости в посещении детского сада ребенком, адаптация у него проходит более успешно, чем у ребенка, родители которого сомневаются: а правильно ли они поступили. Почему так происходит? Главное для успешной адаптации к детскому саду : настрой родителей!
Первый шаг – подготовка ребенка к детскому саду. Рассмотрим ситуацию. Мама предполагает выйти на работу как можно раньше, не дожидаясь, когда ее ребенку исполнится три года. Понимая, что ребенка придется отдать в детский сад, она много времени уделяет малышу, прививает ему навыки самостоятельности: приучает к горшку, учит кушать ложкой, самостоятельно одеваться и раздеваться, при этом аккуратно складывать свои вещи. Мудрая мама постарается, чтобы ребенок привык какое – то время находится без ее внимания; как можно больше времени общался с другими детьми и взрослыми, например в гостях или на детской площадке. Постарается дать возможность ребенку научится самостоятельно занимать себя игрушками или рассматриванием книг.
Немаловажную роль на успешную адаптацию малыша к детскому учреждению играет закаливание. Ребенок, который привык долго находиться на свежем воздухе или в проветриваемом помещении будет реже простужаться, легче бороться с инфекциями. Полезно соблюдение определенного режима дня, такого, как в детском саду : ранний подъем, дневной сон, питание в определенное время. Заинтересованная в ребенке мама непременно будет дома готовить «детсадовскую» пищу: молочные каши, сырники, овощные запеканки, компот и т. д. И, конечно, консультация у детского врача, чтобы исключить хронические заболевания, а при их наличии своевременно провести лечение.
Многие могут возразить, зачем тратить столько времени и усилий. Ведь в садике работают специалисты, они всему научат. Верно, работают опытные воспитатели, и малыш под их чутким присмотром овладеет всеми необходимыми навыками. Но на это у малыша уйдет много времени и жизненных сил, а они ему в данный момент необходимы для привыкания к незнакомым условиям. У неподготовленного к саду ребенка легкой адаптации не будет и частые заболевания неизбежны. Поэтому нужно быть честным по отношению к своему малышу. Зная, с какими трудностями он столкнется, нужно по – возможности облегчить ему дальнейшую жизнь. Не жалеть времени и усилий на подготовку ребенка к детскому саду : прививать навыки самостоятельности и укреплять иммунитет.
Шаг второй. Заранее нужно ознакомиться с условиями пребывания детей в детском саду, с требованиями и режимными моментами того детского сада, куда записан ваш ребенок. Если есть возможность выбрать детский сад, то лучший вариант – ближайший к дому. Необходимо приобрести ребенку подходящую одежду. Одежда должна быть удобной, из натуральных тканей, простой в одевании. Следует исключить джинсовую одежду, так как она довольно грубая, сложная при одевании, имеет большое количество металлических элементов: замки, пряжки, тугие кнопки и петли. Некомфортно находиться в группе девочке в пышном платье, а мальчику в брюках или рубашке с множеством пуговиц. Такую одежду лучше оставить для праздника. Лучший вариант для нахождения в группе – это трикотажные платья, футболки, шортики. Обязательны носочки или гольфы, а также сандалии. Верхняя одежда также должна быть удобная для малыша и проста в одевании. При выборе одежды нельзя забывать, что воспитателю на прогулку нужно будет одеть порядка двадцати малышей. Нужно научить ребенка узнавать свою одежду, при необходимости подписать ее. Особое внимание нужно уделить приобретению удобной обуви, лучше на липучках, обязательно по размеру ноги. Малыш должен уметь надевать и снимать ее самостоятельно, либо с небольшой помощью. При покупке одежды и обуви обязательно акцентировать на том, что это куплено для детского садика, что малыш будет красивый и аккуратный, обратить внимание на яркие элементы одежды, отличительные детали. Это поможет ребенку отличать свою одежду и обувь, чувствовать себя уверенно в коллективе сверстников. Позволить ребенку самостоятельно выбрать расческу, носовые платочки, пакет для сменной одежды, а также игрушку, которая будет сопровождать его в детский сад. Игрушка должна легко мыться, не содержать в себе мелких деталей.
При этом с ребенком нужно как можно больше гулять пешком, чтоб малыш приучился ходить за руку. Спускаться и подниматься по лестнице малыш должен самостоятельно, обязательно держась за перила. При этом нужно подстраховывать ребенка, подбадривать его, хвалить за достижения. Во время прогулки во дворе не позволять ребенку далеко отходить от сопровождающих его, оговорить границы дозволенного. Исключить игры «догоню – догоню», иначе ребенок будет так играть и в детском саду, что проблематично для воспитателя на прогулке при большом количестве детей. И, конечно, больше рассказывать ребенку о детском садике, выделять положительные моменты. Познакомить ребенка с детьми, которые ходят в детский сад. Посмотреть, как новых товарищей отводят в детский садик и забирают родители. Вместе с ними поиграть рядом с детским садом. Это заинтересует малыша, и он с нетерпением будет ждать своей очереди пойти в садик.
Шаг третий. Получив направление в детский сад, не стоит торопиться с выходом на работу «день в день». Важно помнить, что начало посещения детского сада очень важно для малыша. На ближайшие месяц – два, близкие люди должны стать поддержкой и опорой ребенку. Без поддержки семьи маленькому «детсаднику» тяжело справиться с навалившимися на него трудностями. А их хоть отбавляй! Это и незнакомая обстановка, и большое количество детей, незнакомые взрослые со своими требованиями и долгое отсутствие мамы. Как же помочь ребенку на этом этапе?
Правило успешной адаптации : тише едешь, дальше будешь. Маме придется на время отложить свои дела и заниматься только ребенком. Нужно заранее познакомить ребенка с детским садом, с воспитателями, погулять на участке группы. За несколько дней до прихода в сад некоторое время побыть с ребенком в группе, например, после ужина, когда ребятишек поменьше. Утром можно сходить с детьми на прогулку. Когда ребенок присматривается к новому окружению, маме нужно отдалиться на задний план, делать вид, что ее здесь нет, поощрять малыша к самостоятельным действиям. Пусть он вместе с другими детьми встанет в пары, после прогулки сходит с воспитателем в ванную комнату умыться. Если малыш не отлипает от вас ни на шаг, не подпускает к себе воспитателя и других детей - это сигнал, что в первое время посещения детского сада возникнут трудности, но они преодолимы. Главное терпение и нежность по отношению к ребенку. Лучше неделю ходить с малышом только на прогулку, а потом с утра оставлять только на полчаса, пока ребенок не освоится, чем насильно запихивать орущее чадо в группу и убегать. Ребенок расценит это как предательство, почувствует себя брошенным и ненужным и не один, даже самый гуманный воспитатель не сможет помочь горю малыша. Ведь малыш в два года не понимает слова скоро или недолго, ему кажется, что он уже никогда не увидит свою мамочку и в это время безутешен. Так не лучше ли свести к минимуму детские слезы и приучать ранимого малыша постепенно.
Дома необходимо создать спокойную обстановку, чтобы ребенок мог отдохнуть после детского сада. Даже непродолжительное пребывание в детском коллективе утомляет малыша. Во время привыкания к детскому садику следует ограничить походы в гости, просмотр мультфильмов и шумные развлечения. Родители должны понимать, что адаптация проходит не только у детей, но и у них. Если близкие ребенка будут паниковать, рассказывать в присутствии малыша о своих страхах и сомнениях, то и ребенок «заразится» этой неуверенностью и у него пропадет желание пойти в детский сад. Нужно настроить себя на позитивный лад, постараться увидеть хорошие стороны в том, что ребенок будет посещать дошкольное учреждение, общаться с другими детьми, узнает много нового и интересного. Что – то в детском саду может не понравиться, не вызывать доверие, но вы должны успокоить себя. Обратите внимание, как дети постарше радостно бегут в свою группу, спокойно прощаются с родителями. Представьте, что и ваш ребенок скоро полюбит детский сад, а трудности – это временное явление. Поговорите и обсудите волнующие вас вопросы с воспитателями вашего ребенка, заручитесь их поддержкой, выслушайте слова ободрения. Будьте уверены: с вашим ребенком все будет хорошо. Ваше спокойствие и уверенность передадутся малышу, и он легче перенесет изменения в своей жизни.
Со временем у ребенка появится жизненный опыт, уверенность, что за ним придут, и он уже спокойно будет отпускать свою маму. Если малыш с первого дня достаточно уверен в себе, спокойно играет, то время пребывания в группе проходит по обычному сценарию: в первую неделю ребенка оставляют на два часа, во вторую – до обеда, в третью – на сон. На тихий час ребенка оставляют при условии, что он до обеда спокоен, в обед хорошо кушает. Воспитатель заранее знакомит ребенка со спальней, показывает ему кроватку, на которой ребенок будет спать, рассказывает, что другие дети спят в садике. При желании ребенка он может полежать на своей кроватке, посмотреть, как другие дети укладываются спать. Наступает момент, когда ребенка оставляют на сон. Необходимо помнить, что малыш еще очень мал, что засыпать он привык только с мамой. Вот тут - то важную роль и сыграет подготовка ребенка к детскому саду. Малыш должен уметь засыпать самостоятельно, без укачиваний, бутылочки и соски. Воспитатель в это время находится в спальне с детьми. Он может сесть рядом с малышом, спеть песенку или почитать книжку. В первый день сон ребенка беспокоен и непродолжителен. Можно забрать его не дожидаясь окончания тихого часа. Как только сон нормализуется, ребенка забирают сразу после тихого часа, а через несколько дней после полдника.
Конечно, и через месяц посещения детского сада по утрам возможны слезы, но ребенок уже научился доверять воспитателю, освоился в группе, подружился с детьми. Он быстро отвлекается, находит для себя что – то интересное. Самое сложное для ребенка и его родителей позади. По мере привыкания к садику ребенок может оставаться до ужина. Тут родные ребенка могут вздохнуть спокойно, мама с легким сердцем приступает к работе. Обычно легкая адаптация проходит месяц, более тяжелая – два – три месяца. Дети с хроническими заболеваниями или особенностями развития могут испытывать определенные трудности, но создание особых условий и индивидуальный подход значительно упрощает привыкание к садику. В исключительных случаях бывает полное непринятие ребенком жизни в детском коллективе. Если налицо эмоциональное страдание и резко выраженное изменение в поведении ребенка, необходимы консультации врача и психолога.
До полугода и дольше адаптация проходит у детей, родители которых слишком торопились, действовали по правилу: покричит и привыкнет. В такой ситуации малыш получает начальную негативную установку. Началась дезадаптация, процесс, при котором малыш долго не может привыкнуть к детскому саду, часто болеет, у него наблюдаются нарушение сна и аппетита, отставание в развитии. Поэтому так важно не спешить, надолго не оставлять ребенка в саду, наблюдать за его психическим и физическим состоянием, поддерживать морально. При постепенном приучении к детскому саду и правильном отношении к ребенку адаптация к детскому саду пройдет менее болезненно, в щадящем режиме для психики и физического развития малыша.
Шаг четвертый. Кажется, все позади. Ребенок почти не болеет, с улыбкой заходит в группу, доверчиво протягивает руку воспитателю, хорошо кушает и спокойно спит. При этом он охотно поет песенки, выученные в детском саду, гордится своими рисунками и поделками из пластилина. Но в какой - то момент что – то меняется в ребенке. Он становится капризным, неохотно расстается с мамой, а вечером не хочет к ней подходить. Стал плохо кушать и мочить штанишки. Родители в недоумении : что произошло? А тут еще кашель невозможно вылечить и из носа течет. Близкие ребенка строят догадки: его обижают дети, наказывают воспитатели, не дают кушать, держат на сквозняках? Застав ребенка вечером зареванного, одиноко сидящим в стороне от всех, они высказывают свои претензии воспитателю, не скупясь на эмоции. Так что же происходит? Просто ребенок устал! Устал от постоянного пребывания в детском коллективе, от режимной системы, от невнимания со стороны близких людей. У детского организма есть свой резерв. Неокрепшая нервная система малыша не выдержала. Это происходит примерно через пять – семь месяцев посещения детского сада, а у неподготовленных к саду малышей уже через пару месяцев. Все это время ребенок практически не болел, нормально развивался. Мама радовалась, спокойно занималась своими делами и забирала ребенка из сада все позже и позже. Вечером легкий ужин, купание и спать. В выходные дни домашние дела, гости, тут не до ребенка. У малыша развивается хроническая тоска по маме. Вроде бы она есть, и в то же время ее нет. Тут еще кризис трех лет, когда ребенок становится капризным и неуправляемым. Дома малыша часто наказывают, устают от его выходок. А ребенку очень не хватает внимания, маминого внимания. Он отвык обниматься с мамой, не может рассказать ей о своих чувствах, не умеет. Но как может он цепляется за мать, отсюда утренние и вечерние истерики, нежелание идти в детский сад, мокрые штанишки и поломанные игрушки. Он ведь еще такой маленький, а его очень быстро возвели в ранг большого. Ребенок просто не справляется с возложенной на него ответственностью. Усталость от детского сада дает о себе знать. Ежедневное посещение сада «от звонка до звонка» накладывает отпечаток на нежную детскую психику : ребенок может проявлять агрессию по отношению к другим детям, пытается все разрушить вокруг себя. У ребенка пропадает аппетит и нарушается сон, организм уже не может бороться с инфекцией и мама все чаще вынуждена пропускать работу. Во время болезни малыша все родные, особенно мама, окружают его теплом и заботой. Ребенку нравиться болеть и на подсознательном уровне он перестает бороться с болезнью. Во время болезни он получает отдых и внимание со стороны окружающих.
Всего этого можно избежать, если с самого начала посещения детского сада ребенком родители поймут, что садик является только добрым помощником в воспитании малыша и нельзя полностью перекладывать на него ответственность за свое чадо. У ребенка в любом случае на первом месте должны оставаться родители. Каждую свободную минуту родители должны уделять своему сокровищу, тем более, если обстоятельства вынуждают так рано отдавать малыша в детский сад. По возможности нужно устраивать малышу незапланированные выходные дни, пораньше забирать из детского сада, заботиться о здоровье малыша, окружить его заботой и любовью. Чувствуя любовь родителей, малыш будет открыт окружающему его миру, с удовольствием будет посещать детский садик, и порадует своих родных гармоничным эмоциональным, интеллектуальным и физическим развитием.