Людмила Венидиктовна Филиппова
Адаптация ребенка в ДОУ. Как ее облегчить
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация психолога.
Адаптация ребенка в ДОУ. Как ее облегчить?
Уважаемые родители! Скоро вам и вашему ребенку предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее увереннее, был радостным и общительным, мы хотим предложить несколько рекомендаций.
Адаптационный период является очень важным для малышей.
Адаптация – процесс привыкания к новому месту, смене обстановки.
Темочки:
Обеспечить оптимальное течение адаптационного периода ребенка в ДОУ можно только при условии тесного взаимодействия родителей, воспитателей и специалистов. Но немаловажная роль в этот период принадлежит именно родителям. Что могут сделать родители еще до прихода ребенка в детский сад?
Несколько рекомендаций:
1. Убедитесь в том, что посещение детского сада является необходимостью.
Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности общественного воспитания, и любые колебания родителей используют для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают к новым условиям дети из семьи, где нет альтернативы детскому саду.
2. Познакомьте ребенка с детским садом.
- Расскажите ребенку, что он пойдет в детский сад.
- Расскажите ребенку, что такое детский сад, почему вы хотите, чтобы он как и другие дети, посещал его.
- Познакомьте ребенка с территорией детского сада.
- По возможности познакомьте ребенка с воспитателем.
- Проходя мимо д/с, напоминайте ребенку, что он пойдет в этот детский сад.
- Знакомство должно носить положительный эмоциональный настрой.
3. Домашние условия приближайте к условиям ДОУ.
Режим:
- Сначала познакомьтесь с режимом сами.
- Составьте режим максимально приближенный к режиму детского сада.
- Соблюдение режима в домашних условиях.
- Расскажите ребенку, что он будет делать в детсаду утром, после обеда, вечером.
Навыки самообслуживания.
- Учите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться.
- Учите аккуратно убирать вещи на свои места.
- Расскажите, куда он будет складывать вещи после прогулок.
Гигиенические навыки:
- Учите умываться, мыть руки.
- Приучайте проситься в туалет.
- Учите пользоваться горшком.
Прием пищи:
- Учите ребенка пить из чашки, держать ложку, кушать ложкой.
- Приблизьте домашнее меню к меню учреждения.
- Расскажите ребенку, кто ему сможет помочь в группе, как он может обратиться за помощью.
4. Формируйте умение играть с игрушками, занимать себя.
5. Расширяйте круг общения.
- Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени.
- Познакомьтесь с другими родителями и детьми.
-Используйте ситуации праздников, походы в гости для расширения контактов.
6. Выстраивайте отношения с воспитателями.
- Важно, чтобы отношения с воспитателями были доброжелательными и доверительными.
7. Формируйте навыки поведения, вводите правила поведения.
- Попробуйте проиграть все эти ситуации дома.
8. Избегание критики, замечаний в адрес ДОУ в присутствии ребенка.
9. Закаливайте, укрепляйте иммунитет ребенка.
Вопросы для родителей.
Проверьте, готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?
1. Соблюдается ли дома режим дня:
а) постоянно,
б) не всегда,
в) не соблюдается.
2. Самостоятелен ли ребенок в процессе одевания/раздевания (по возрасту):
а) достаточно самостоятелен,
б) часто одевает (раздевает) взрослый,
в) совсем не самостоятелен.
3. Дома пища готовится:
а) с учетом понимания здорового питания, есть режим питания;
б) готовятся только любимые блюда ребенка, режим питания соблюдается;
в) ребенок ест когда хочет и что хочет.
4. Ребенок во время приема пищи
а) достаточно самостоятелен (умеет держать ложку, пережевывать пищу, пить из чашки,
б) самостоятельность чаще зависит от настроения ребенка,
в) всегда кормят взрослые.
5. Дома ребенок спит днем
а) ежедневно,
б) не всегда,
в) не спит.
6. Ваш ребенок засыпает:
а) быстро, сам,
б) приходится долго укладывать,
в) засыпает только на руках.
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок:
а) да,
б) не всегда,
в) нет.
8. Интересуется ли ребенок игрушками:
а) да, с удовольствием играет,
б) да, но интерес неустойчивый,
в) не интересуется, не играет сам.
9. Отношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт,
б) избирательно,
в) боится взрослых.
10. Отношения со сверстниками:
а) легко идет на контакт,
б) избирательно,
в) не общается.
12. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими:
а) переносит разлуку легко,
б) с трудом или редко остается без близких,
в) нет такого опыта.
Подведение итогов:
Если для ответа на вопрос Вы в основном выбраете вариант А, это говорит о сформированности нужных навыков для быстрого привыкания к детскому саду.
Если для ответа на вопрос Вы выбираете чаще вариант Б, это должно послужить поводом для развития данных навыков, чтобы облегчить период адаптации ребенка в детском саду.
Если для ответа на вопрос чаще выбирался вариант В, необходимо начинать формировать нужные навыки у ребенка в целях предупреждения тяжелой адаптации к ДОУ.
Материал подготовила педагог-психолог Филиппова Л. В.