Галина Руднева
Адаптация детей в детском саду «Лесовичок»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. При поступлении в детский сад малыш оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и серьезных заболеваний. Как помочь малышу в период адаптации? Эти проблемы в нашем детском саду решают все вместе : мед. сестра, воспитатели, помощники воспитателя и родители. Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду? Детский сад это собственный дом ребенка и он в нем подлинный хозяин. В группе вся развивающая среда находится в зоне доступности. Есть машинки-каталки, велосипед, уголок с книжками, кубики напольные и настольные, дидактические игры, конструкторы. В основном адаптация проходит в августе. Процесс адаптации зависит и от состояния здоровья ребенка.
Публикация «Адаптация детей в детском саду „Лесовичок“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Темочки
Дети, имеющие полноценное общение, со взрослыми доверчивы, открыты и эмоциональны. Чтобы успокоить малыша в эти трудные первые дни мы ласково и терпеливо уговариваем его или стараемся рассмешить. Для этого читаем «потешки», «журилки», «Если в доме кто-то плачет», «Нет у нас капризных деток», «Воробышек, хворобушек» и т. д. Мы принимаем малыша таким, какой он есть, не сравнивая его со сверстниками, и радуемся его индивидуальным особенностям и достижениям, затем мы стараемся переключить его внимание, побуждаем малышей действовать. Играем в подвижные, хороводные игры. Развиваем ручки, пальчики.
Проблемы с адаптацией в детском саду могут быть самыми разными:
• отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
• наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
• неумение занять себя игрушкой;
• несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама - ребенок, бабушка - ребенок, ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ним. Особое значение в период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки.
В 2 года ребенок:
* ест аккуратно, не облизываясь;
* при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
* самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого, частично раздевается;
* знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
* пользуется носовым платком (при напоминании);
* контролирует физиологические потребности. В 2 года 6 месяцев ребенок:
* одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
* расстегивает и застегивает од ну-две пуговицы. В 3 года ребенок:
* одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
* складывает свою одежду перед сном;
* застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
* знает назначение многих предметов и их местонахождение;
* выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
* умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
* замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
* регулирует свои физиологические потребности;
* вытирает обувь при входе в квартиру;
* аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
* не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
* говорит слова благодарности, здоровается, прощается.
Кому адаптироваться легче?
• Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
• Детям, физически здоровым, т. е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".
• Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме, "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом.
Чем могут помочь родители?
Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
• В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
• В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
• Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.