Наталья Попова
21 марта-День Кукольника
▼ Скачать +Заказ
Всю жизнь мы играем в куклы
21 марта вся «кукольная» братия мира отмечает свой профессиональный праздник – Международный день театра кукол. Предложен этот праздник был в 2000 году на ХVIII Конгрессе УНИМА, Международного союза деятелей кукольных театров. Выступил с этим предложением Дживада Золфагарихо, известный иранский деятель кукольного театра. Правда, дату этого дня определили точно лишь через два года, и традицию праздника кукольников всего мира утвердили 21 марта 2003 года. С тех пор этот день отмечается как ритуал во славу всех кукольников и кукольного театра. Играются спектакли, проводятся встречи и дискуссии, объединяются все профессионалы и любители самого древнего вида искусства – театра кукол! Если бы кукла могла говорить, она с полным правом могла бы сказать: «Мы с дьяволом и Богом однолетки» (название главы из одной из книг по истории кукольного театра, к сожалению, не помню ни автора, ни названия книги, а мысль хранилась глубоко в памяти). Искусство кукольников старо, как мир! Племя играющих кукол породили магия и культовые действа наших далёких предков! Они имели над людьми власть, какая и не снилась сильным мира сего. А способность оживлять куклу воспринималась, как Божий промысел.
Публикация «21 марта-День Кукольника» размещена в разделах
Есть сведения о существовании ритуальных мистерий ещё в древнем Египте, во время которых использовалась кукла, изображающая Осириса. Есть упоминания о кукольном театре в эпоху эллинизма. По определенным данным в древнюю Грецию кукольный театр попал благодаря бродячим труппам кукольников из Древней Индии и Древнего Китая.
Это искусство всегда привлекало к себе почитателей тем, что сочетало в себе очарование простоты с некой таинственностью и загадочностью, чистоту и непосредственность детства с глубокой философской мудростью. Предназначение искусства играющих кукол в создании чудесного мира вымысла.
Нужно упомянуть о том, что в судьбе театральной куклы очень важную роль сыграли религиозные культы, философские настроения эпох, общественные устои, поиски эстетов и просто вкусы зрителей.
Одна из старейших кукол – это кукла марионетка. Дело, видимо, в том, что её эмоции, это эмоции актёра, наделяющего куклу душой! Их необыкновенная популярность имеет некий философский подтекст, т. к. невольно сравнивая себя с марионеткой, человек ощущает себя во власти «высших» сил. Очень рекомендую вам найти видеосюжет «Кукловод», он есть в Вконтакте. Уверена, что «проберет» всех до слёз.
Перчаточные куклы – другой большой отряд играющих кукол, по старинной итальянской традиции именующихся «буратини» по названию грубой ткани, из которой шили одёжку кукле. Эти куклы получили необычайно широкое распространение в кукольном театре.
Предлагаю вам познакомиться с моей куклой Маэстро, специально изготовленным для реализации программы «Детская филармония», о которой я рассказывала раньше.
А вот тоже рукодельный Петрушка или Петр Петрович Уксусов, исконный представитель русского балаганного кукольного театра.
Головы обеих кукол изготовлены из папье-маше. А у Петрушки есть даже сменный наряд – штанишки с сапожками и колпак с париком.
Ещё в моём кукольном театральном арсенале есть авторские куклы – Йоки, с переводе означающая «дождь» (автор куклы Е. О. Дапирка) и Амади из племени Нуба, означающая «радость» (к сожалению, автор куклы мне неизвестен). Эти куклы помогали мне в весеннем вокальном фестивале «Фонарики дружбы».
Третьей большой группой популярных кукол являются куклы театра теней. Они пришли к нам с Востока и практически не меняются с древнейших времён. У нас этот вид тетра, к сожалею, несправедливо позабыт, встретить его можно не очень часто и поэтому особую радость вызывают публикации о теневом театре здесь, на МААМе!
Невозможно в короткой статье описать все кукольные образы, познакомиться с перипетиями её истории и тем более, вникнуть во все оттенки её мистической власти над всеми. Но об одном свойстве мне хотелось бы сказать особо– кукла театральная или простая кукла в руках ребенка, обретает для нас, несомненно, знаковое могущество. Иногда кукла становится судьбой, помните нашего замечательнейшего кукольника, создателя театра, Сергея Образцова? И его Тяпу?
А в заключение своеобразного поздравления всем кукольникам, знакомым и незнакомым, я хочу предложить своё стихотворение:
Куклы не умирают - в них просто перестают играть.
Виктор Пелевин
Мир кулис… Он – загадочный мир!
В нём живёт и поэт, и факир.
Сохраняет он куклы живые,
Украшая просторы земные.
***
Светлоокая дева там плачет:
«Где мой принц? Почему он не скачет
На крылатом коне златогривом,
Чтобы сделать принцессу счастливой?»
***
Куклы в нём оживают ночами.
Подружиться им хочется с нами.
Но мы спим, когда куклы играют,
А проснёмся – они засыпают!
***
Этот славный, чарующий мир!
Кухня сказок цветных – целый пир!
Мы спешим в этот мир за мечтой,
Оставаясь, по сути - собой!