Соня Псардиева
Сценарий праздника «Международный день родного языка»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Познакомить детей с Международным днем родного языка. Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к родному языку.
Задачи:
Публикация «Сценарий праздника „Международный день родного языка“» размещена в разделах
1. Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Воспитывать положительное отношение и интерес к русскому и армянскому языкам.
2. Развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам, формировать у детей навыки слушательской культуры.
3. Развивать у детей любознательность и интерес к языкам, умение логически мыслить, отвечать на вопросы полным предложением, развивать речь детей.
4. Продолжать воспитывать инициативность, любознательность, волю, способность действовать самостоятельно.
Методы и приемы проведения открытого мероприятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, практическая работа, народные словесные игры, чтение стихов, поговорок и пословиц, пение песен. Форма проведения: открытое мероприятие.
Ход занятия:
Ведущий: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться -
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.
Здравствуйте, гости дорогие!
Баревцез, говорим, добром встречаем вас!
Ведущий: а теперь все вместе поздороваемся друг с другом по –армянски – барев цезии, и по- русски – доброе утро, здравствуйте.
Ребята, посмотрите на экран. Мы с вами живем в большой и дружной стране – России. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, и всё здесь для нас родное. Матерью – потому что защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Такая у нас большая и красивая страна.
1. Нет на свете Родины дороже,
Нет на свете Родины милей!
Где других лазурней небеса.
Солнце ярче, звезды всех светлее
И бескрайни рощи и поля.
2. Нет на свете Родины красивей,
Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Россия!
От морей простерлась до морей.
Прибавляет силу год от года,
Все красуясь в славе молодой
И живут в содружестве народы
под ее державною звездой.
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что 21 февраля, завтра, Международный день родного языка.
Родной язык – народа достояние,
Он с детства каждому из нас знаком
Стихи и проза, сказки и предания,
Все мило нам на языке родном.
В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
На каком языке разговаривают в России? (на русском).
Ведущий: В России много языков, у каждого народа – свой язык, особенности, традиции, культура. Все это отличает каждый народ друг от друга. Без языка не существовал бы мир. Наша большая Родина – Россия, а наша малая родина, земля, где вы родились – это Чалтырь. А на каком языке говорят в Чалтыре люди? Правильно, здесь в мире и согласии живут армяне и русские, украинцы и дагестанцы.
1. Когда говорят о России
Я вижу свой Чалтырь родной
Где дома стоят 2-х этажные
Где тополя шумят весной.
2. Куда бы по белому свету
Дороги меня не вели
Я сыном останусь этой
Садами богатой земли.
3. Мое село родное, я твой, я сельский человек,
Одной мечтой, судьбой одною, с тобою связан я навек.
Мое село, село родное, среди степей, среди полей,
Хоть на душе твоей светло – но будет пусть еще светлей!
Мое село – России совесть! Ты год от года все родней!
Да будет мир и хлебосолье под каждой крышею твоей!
Ведущий: В международный день родного языка все языки признаются равными. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Вот и для нас с вами родной язык – армянский и русский. У каждого языка есть свой алфавит. Что это такое, алфавит? (русский алфавит)
Как он велик и необъятен,
Язык мой. Он родной,
Со всех сторон он мне приятен.
Он так могуч, такой живой!
О, как чудны его творенья,
Правописанье, говоренье!
Я с ним, как с воздухом, живу.
Без языка родного, мудрого
Ни дня прожить я не могу!
Со мной он всюду и везде,
Поможет в счастье и в беде.
Мой русский, мой родной язык,
Ты необъятен и велик!
Ведущий: А знаете ли вы, ребята что русский алфавит создали братья Кирилл и Мефодий в 863 году. Кирилл и Мефодий были очень грамотными и образованными людьми, говорили на многих языках и именно им император поручил создать славянский алфавит. Изначально славянский алфавит состоял из 43 букв, сейчас славянский алфавит – это наш русский алфавит и в нем 33 буквы, которые вам хорошо знакомы. Вы уже умеете составлять из букв слоги, и сейчас мы с вами поиграем в игру с мячом «Цепочка слов».
Дидактическая игра «Цепочка слов», в которой дети делят слова на слоги и считают количество слогов в словах.
Дидактическая игра «Составь слово».
Издревле русский народ слагал песни, стихи и сказки для детей. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Заря-зареница». Надо правильно и четко произносить слова игры. (Армянский алфавит)
Когда Месроп Маштоц творил,
Перешагнув через века,
он мысль народа приобщил
к душе родного языка.
И с той поры, как с гор родник,
В стране цветущей Айастан,
Прекрасен, свеж и чист язык
Его праправнуков – армян.
Ведущий: Месроп Маштоц создал армянский алфавит намного раньше, чем русский, в 405 году. Алфавит состоял из 36 букв, и на то время армянский язык стал одним из первых в мире, у которого появился свой алфавит. По всей Армении Месроп Маштоц открыл школы, где люди обучались писать и читать. И армянский алфавит считается народным достоянием, его даже в камне высекли (в деревне Арташаван на восточном склоне горы Арагац).А для чего это сделали, ребята, как вы думаете? С тех давних пор народ Армении сложил много стихов, песен на родном языке. И где не жили армяне, они везде сохраняют свой язык,свою культуру. И мы с вами, хоть и живем в России, не забываем свой родной армянский язык. Давайте вместе вспомним закличку «Арев, арев…», которой донские армяне в старину встречали наступление весны.
А сейчас ребята исполнят песню на армянском языке «Мой Чалтырь» или «Чалтырь им».
И совсем недавно вы выучили новую песенку на армянском языке «Цап, цап, цапаник».
Дети читают пословицы на армянском языке и отгадывают загадки:
Охты анкам чапе, мемна гыдрэ.
Хнцоры хнцорин царин дагы гыйнэ.
Ануш лизун оцин цаген гыанэ.
Эрган кам, эрган кам,
Вран ныстим, эштам кам.
Хат хат хатлама,
Оштан гайнац таяма.
Ведущий: А как называют человека, который сочиняет сказки? (сказочник, писатель) А если человек пишет стихи на родном языке, то это кто? (поэт).
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Ведущий: И мы с вами знакомились с творчеством нашей местной поэтессы Агавни Саркисовны Варткинаян, давайте вместе вспомним ее стихи о Родине на русском языке.
Стихотворение «Родина»
Что такое родина, скажи?
Мамочка, ответь же мне, родная.
Это сын, земля твоя святая,
Ею ты вовеки дорожи…
Это речь родимая, малыш,
Блестки букв Кирилла и Маштоца!
Их звучание песней отзовется,
Потрудись, душою их услышь.
Это и страна, где мы живем,
И село, и рощицы, и реки…
Все, что сердцу дорого навеки
Родиною свято мы зовем.
Ведущий: Долгие годы живут на донской земле в мире и согласии армяне, русские и другие народы. Смешались семьи, и в одной семье говорят как на русском, так и на армянском языках. Оба языка стали для нас с вами родными. На русском языке мы пишем и читаем, а в школе вас научат писать и читать на армянском языке. Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного, познакомились с создателями русского и армянского алфавитов. Любите и берегите родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми словами. Помните, что родной язык сохранялся вашими прадедами и мы обязаны его передать своим детям и внукам.