Оксана Глазунова
Занятие по художественному творчеству «Золотые узоры хохломы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и закрепить знания детей о хохломе и её узорах. Задачи:
1. учить технике росписи (рисование концом кисти растительных форм определённых цветовых сочетаний; учить выделять и рисовать элементы хохломского узора : травинки, усики, завитки, ягодки; учить правильно создавать узор.
2. учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи.
Публикация «Занятие по художественному творчеству „Золотые узоры хохломы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
3. воспитывать интерес к произведениям декоративноприкладного искусства.
Оборудование: хохломская посуда, рисунки с элементами
хохломской росписи, хохломские узоры, пособие «Хохломская посуда», краски, кисти, тарелочки для росписи.
Дидактические игры: «Найди хохломской узор».
Ход занятия
1. часть
Дети, послушайте внимательно:
И богаты и красивы,
Гостю рады от души Кубки, чаши и ковши И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин, маки солнечного лета И ромашки луговин.
Воспитатель:
- О каком виде росписи говорится в этой загадке? (о хохломе)
- Правильно. Это хохлома. (слышится стук в дверь)
2. часть
Воспитатель: Ой! Кто это стучится в дверь? Ребята, давайте посмотрим, может быть к нам кто-то пришёл?
( воспитатель открывает дверь: около неё стоит сундучок) Воспитатель: Ой! Никого. Но что-то здесь стоит!
- Дети, как вы думаете, что это? (сундучок)
Наверное это не простой сундучок.
- Ребята, давайте посмотрим, что же в нём находится!
(воспитатель с детьми подходят к столу и рассматривают сундучок)
Воспитатель: Дети, да здесь письмо! И посуда! Чтобы это значило? Давайте прочитаем письмо, и нам всё будет понятно.
Письмо
Здравствуйте дети!
Пишут вам мастера по росписи посуды из Хохломы. Мы очень любим свою работу. У нас много заказов и мы не всегда успеваем их выполнить. Поэтому мы решили обратиться к вам с просьбой. Помогите, пожалуйста, расписать эти тарелочки.
Заранее вам большое спасибо!
Воспитатель: Ребята, поможем? (Да)
- Дети, прежде чем мы с вами будем расписывать посуду, послушайте рассказ о хохломе.
Рассказ о хохломе.
Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома?»
Старинное предание рассказывает: жил когда - то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришёл, нам не ведано. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно! Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько не искали, не смогли найти чудо мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома! Так и родилось название - «золотая хохлома». Конечно, не золотая посуда, но как будто из золота. Краски такие солнечные!
Воспитатель: Давайте мы посетим выставку хохломских умельцев. Согласны?
- Ой! Ребята! Посмотрите, что это такое? Какая необычная поляна. Чтобы пройти к выставке, нам надо сориентироваться. Будем переходить от одного предмета к другому, но так, чтобы их цвета можно было использовать в искусстве Хохломы. Какой будет первый предмет? Кубик (жёлтый) - шар (зелёный) - цилиндр (чёрный) - прямоугольник (красный) - овал (зелёный) — квадрат (жёлтый). Вот мы и подошли к нужному зданию. Поднимайтесь по ступеням (осторожно).
Рассказ экскурсовода о хохломских узорах.
Хохломская роспись - это прежде всего растительный орнамент: стебли, листья, цветы, ягоды. Фон в основном жёлтый или чёрный, а иногда красный. Мастер выполняет роспись сразу кистью, без простого карандаша. Узор состоит из главной линии, которая похожа на завитки. Посмотрите, вот она. И около неё располагаются
элементы: листочки, травки, усики, осочки (маленькие листочки, ягодки, завитки.
- Ребята, на что похож элемент «завиток»?
(дети сравнивают его с усиками бабочки)
- Дети, покажите, где травка, ягодки, завитки.
Обратите внимание, ягодки круглые, чёрные с белой точечкой, красные - с чёрной точечкой. Хохломские расписывали не только посуду, но и мебель {рассматривают стульчик).
И сейчас я вам предлагаю расписать стол хохломскими узорами. Чтобы роспись получилась красивой и яркой, нужно быть внимательным и набраться большого терпения.
Я хочу посмотреть, как работают ваши пальчики. Достаточно ли они гибки, чтобы красиво рисовать? Вот мы сейчас покажем.
Большие и маленькие
Были маленькие мы пальцы согнуты, прижаты к ладони Стали вдруг большие расправить пальцы, растопырить
Шалунишки, шалуны движение «фонарики»
А дружные какие! сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони
сжаты.
Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать.
Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы
(на каждое слово дети делают хлопки)
Разминать
(на это слово пальцы сжать в кулаки)
Это Ваня
(показывают большие пальцы обеих рук) Самый сильный, самый толстый и большой
(большими пальцами показывать из стороны в сторону) Стёпа нужен для того, чтоб показывать его
(большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются)
А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине
(выводят средние пальцы из кулаков) А Матвей, он безымянный, он избалованный самый
(выводят безымянные пальцы)
А Никита, хоть и мал
(вывести мизинцы)
Очень
(прижать к ладоням большие пальцы)
Ловок
(согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках,
прижать к ладоням)
И удал
(подушечки мизинцев повёрнуты к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вывернуть кисти рук от себя)
Роспись стола хохломскими узорами Воспитатель : Для каждого из вас свой участок стола. По центру своего участка делаем главную линию. Закругляем вверх, потом вниз, вверх, вниз (показ на образце). А рядом листочки, ягодки, травка, завитки, (дети расписывают столы)
Воспитатель: Молодцы! У вас получилась замечательная роспись! Мы попрощаемся с экскурсоводом и поспешим на рабочие места расписывать посуду.
(идут за столы, садятся)
- Понравилось на выставке?
Игра
1. Сейчас я посмотрю, запомнили ли вы именно хохломскую роспись.
2. Сумеете ли угадать элементы узора?
Молодцы, ребята! Элементы хохломской росписи вы угадали правильно. А теперь нужно выполнить заказ мастеров - расписать посуду.
1. {Дети наносят узоры на посуду под руководством воспитателя) Молодцы, ребята! Пока краска высыхает, можно и повеселиться. Давайте возьмёмся за руки и сделаем узор «листик», теперь «завиток», теперь «ягодку».
2. Мастера могут вами гордиться. Хорошо вы поработали, потрудились. А главное, помогли сделать заказ вовремя.
3. Хохломская роспись такая весёлая, неповторимая и лучезарная. Смотрит на неё человек, душа у него радуется и поёт. Давайте послушаем, что поёт душа.
1- я частушка (воспитатель)
Сводит всех давно с ума Золотая хохлома.
Сводит, но в хорошем смысле Ах! Красавица она
2- я частушка (Лариса)
Выходите, выходите,
Да вокруг вы поглядите.
Роспись эта всё сама,
Расписала, завила.
Все листочки, как листочки Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди, Называют хохломой.
4- я частушка (Эмилия)
Хохлома да хохлома Разукрашу все дома А потом всю улицу,
Петуха, да курицу.
5- я частушка (Ваня)
Я всё небо разрисую Разрисую хохломой,
Пусть все лётчики летают Под такою красотой.
6- я частушка (Маша)
Я бегу, устали ноги Чем же можно дух поднять? Хорошо бы вдоль дороги Хохлому нарисовать.