Наталья Добровольская
«Знакомство с традициями народов севера». Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Систематизировать знания детей о коренных жителей Севера, их традициях, обычаях. Дать представление о северных птицах.
• Обогащать словарный запас существительными, глаголами; включать в речь предложно-падежные конструкции.
• Учить детей сравнивать птиц, находить отличия, отвечать на вопросы полным предложением.
Публикация «„Знакомство с традициями народов севера“, Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• Познакомить детей с играми народов Севера, развивающие силу рук, спины, ног; воспитывающие настойчивость, выдержку.
• Формировать развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений, через проигрывание пластических этюдов.
• Развивать зрительное и слуховое восприятие и память.
• Активизировать работу правого и левого полушария, используя упражнения «гимнастика для головного мозга».
• Формировать стремление к достижению положительных результатов.
Оборудование: мультимедийная презентация «Коренные жители севера»; два хула-хупа с отверстиями для шестов; шесты - 10 штук, для двух чумов; ткань, имитирующая шкуру оленя – 2 шт; оленьи рога – 2 шт; кольца, для накидывания на рога – 10 шт; 6 шестов, для перетягивания; следы совы и куропатки – 24 шт; 2 ёлки; картинки формата А4 с изображением совы и куропатки; музыкальное сопровождение «Хэйро».
Ход занятия :
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята.
СЛАЙД №2
- Ребята, кто мне скажет, в каком городе мы живём? (В городе Норильске.)
- А где расположен наш город? (На крайнем севере.)
2. Вводная часть.
СЛАЙД №3
Север – удивительный и суровый край. Край, в котором живут сильные и выносливые люди. И сегодня мы с вами продолжим знакомиться с традициями и обычаями народов севера.
СЛАЙД №4
На прошлом занятии мы с вами узнали, что живут народы севера в тундре. Сами строят себе дома. Кто мне подскажет, как называется их дом? (Чум)
СЛАЙД №5
- А из каких материалов северные народы строят свои чумы? (деревянные шесты, оленьи шкуры).
- Чум получается крепкий, тёплый, уютный.
- Ребята, давайте построим чумы.
Игра: «Построй чум». Проводится под музыкальное сопровождение.
Педагог делит детей на две команды. В середине зала лежат шесты и куски ткани, имитирующие оленью шкуру. Каждая команда по команде должна соединить между собой шесты, вставляя каждый в отверстие круга, вверху закрепив шесты шнуром. После команда должна накинуть на каркас ткань.
- Ребята, вы молодцы. Крепкие чумы получились, не страшны ему ни сильные ветра, ни трескучие морозы.
3. «Зааркань оленя»
- Северные народы очень трудолюбивы.
Традиционные занятия северных народов тесно связаны с животным миром нашего края.
СЛАЙД №6,7
Это рыболовство и охота.
– Чем ещё занимаются северные народы? (Оленеводством)
СЛАЙД №8
- Они заботятся об оленях, потому что олень для них – это средство передвижения, и пища (из мяса оленя они готовят разнообразную еду, и одежда (из оленьих шкур они изготавливают себе шубы – малицы, сапоги- унты, варежки, шапки). Но чтобы поймать оленя нужно быть очень сильным, ловким и смелым. Поэтому оленеводы постоянно тренируются и устраивают игры состязания между собой.
- Давайте тоже устроим состязание и посмотрим какие вы ловкие.
- Ребята, посмотрите какие у оленя развесистые, большие рога.
СЛАЙД №9
Чтобы поймать оленя оленеводы использовали арканы, длинные верёвки с петлёй на конце. Они набрасывали аркан на бегущего оленя и сильно тянули за верёвку, чтобы наклонить оленя к земле.
- Мы тоже сейчас постараемся набросить аркан (кольцо) на оленьи рога.
Игрок подходил к линии броска и метает свой аркан (кольцо) на оленьи рога.
-Молодцы. Вы очень ловкие.
СЛАЙД № 10
4. Игра-состязание “Перетягивание палки”
- А сейчас я хочу проверить какие вы сильные. Готовы?
Два игроки садятся напротив друг друга, вытягивают ноги вперед и упираются ступнями ног. Руками обхватывают палку. По команде педагога игроки начинают тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживает и расцепляет пальцы, то он считался побежденным.
5. Активизация работы правого и левого полушария.
«Найди по следам».
- Ребята сегодня мы с вами познакомимся с северными птицами, зимующими в тундре. Но, вы должны мне помочь в этом. Мы с вами должны угадать птиц, а помогут нам в этом их следы. Посмотрите внимательно на пол.
(На полу в две шеренги выложены следы совы и куропатки, ведущие к двум ёлкам. Под ёлкой сидит фигурка куропатки, на второй ёлке – сова)
- Ребята, по тропинкам мы пойдём перекрёстным шагом, при этом будем делать взмахи руками (крылышками, как птицы.
- Ребята, мы подошли с вами к двум ёлкам. Посмотрите внимательно, мне кажется, здесь кто-то спрятался.
- Под ёлкой сидит куропатка.
- На ёлке сидит сова.
- Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся поближе с этими двумя северными птицами.
СЛАЙД №11
Белая сова — узнать ее нетрудно, даже если прежде ее видеть не приходилось. Самцы почти чисто-белые, а самки с темными пестринами по всему телу и значительно крупнее самцов.
Живут совы в тундре. Жителям Крайнего Севера эта птица известна хорошо. Питаются в основном мелкими грызунами, преимущественно леммингами и мышами. В малокормные годы, когда численность грызунов низка, ловят птиц — белых и тундряных куропаток, уток.
СЛАЙД №12
Куропатка – намного меньше совы, плохо летает, зарывается под снегом, избегая встречи с хищниками.
Дети самостоятельно пытаются найти отличия между совой и куропаткой.
-Что-то мы засиделись, давайте поиграем.
Игра «Совы и куропатки»
Педагог выбирает двух участников. Это – совы. Остальные дети – куропатки. По сигналу педагога: «День», куропатки прогуливаются по залу, совы спят. По сигналу ночь, совы берутся за руки и пытаются поймать куропатку, поймав её в кольцо.
6. Пластический этюд «Куропатки»
Северные народы очень много трудятся, чтобы не голодать, не замёрзнуть в суровой тундре. Но и отдыхать они тоже любят.
СЛАЙД №13, 14
Очень часто они устраивают праздники, на которых поют и танцуют, имитируя птиц и животных севера.
- Мы даже приготовили для вас праздничные костюмы северных народов. Посмотрите, какие они красивые, их делают вручную, украшая интересными орнаментами.
- Давайте примерим их.
Танец «Куропатки»
7. Итог:
- Ребята, сегодня мы ещё немножко окунулись в жизнь народов севера. Узнали, какие состязания они проводят чтобы развить в себе силу, ловкость, выносливость, узнали как развлекаются народы севера, познакомились поближе с северными птицами : совой и куропаткой. Вы молодцы! На этом наше занятие подошло к концу.
Танец «Хоровод» под музыку «Хэйро».