Лучший педагог года

Занятие по математическому развитию «Знакомство с различными видами часов»

Лариса Серебрякова
Занятие по математическому развитию «Знакомство с различными видами часов»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить с часами как с прибором измерения времени.

Материалы : Различные виды часов (наручные, напольные, настенные, настольные, куранты, иллюстрации; 1,2,3,5,10 минутные песочные часы; макеты часов на каждого ребенка.

Ход занятия:

Часы – это прибор, который показывает время. Их основная задача отсчитывать время.

Публикация «Занятие по математическому развитию „Знакомство с различными видами часов“» размещена в разделах

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы хотя бы примерно знать время, - солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

Сказка о том, почему человек придумал часы.

Давным-давно жил да был человек. Многое хотел он сделать: и дом построить, и землю вспахать, и огород посадить, и домашних животных накормить, и на охоту и рыбалку сходить, ягод и грибов в лесу набрать, и еду себе приготовить. Но ничего не успевал. Бывает, проснётся, только соберётся что-нибудь сделать, а уже за другое браться приходится. Так ничего и не успевал — солнце село, день закончился, ночь наступила. А бывает, ляжет спать да заснёт надолго. Проснётся, а скоро уж и вечер наступает. Опять ничего сделать не успел!

Задумался человек: «Как же научиться время измерять, чтобы всё успеть?» Заметил он однажды, что, когда солнце на небе только появляется, тень от дерева или палки длинная и всегда в одном и том же месте расположена.

Положил человек на то место, где тень кончается, камень и решил, что всегда будет отправляться на рыбалку в это время.

Много рыбы успевал поймать человек, пока не становилось жарко. Возвращался он с уловом домой, когда солнце светило прямо над головой, а тень в это время была очень маленькой. Отметил человек на земле камнем и это время дня, назвал его — полдень, так как половина дня уже прошла.

Стал человек обедать в это время, а потом опять занимался делами: и на охоту успевал до вечера сходить, и в лес за ягодами и грибами, и скот привести домой. Возвращался, когда солнце садилось, а тень опять была длинной, но уже с другой стороны палки. День заканчивался, наступал вечер. Можно было ужинать и отдыхать.

Очень помогли человеку такие солнечные часы. С тех пор научился человек определять время — днём по солнцу, а ночью с помощью лучины — горящей палочки. Половина её сгорала в полночь, а когда вся лучина догорала — ночь заканчивалась. Наступало утро. Человек поговорку даже придумал: «Всему своё время.

Из седой старины пришли к нам и песочные часы. Продемонстрировать 1, 2,3,5,10 минутные песочные часы. Песочные часы до сих пор применяли в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.

Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута. Продемонстрировать работу 1 минутных песочных часов.

А теперь поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень – на палец.

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

У вас дома наверняка есть часы – будильник. Его можно завести на определенный час и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, - называются настольными, часы, висящие на стене, - настенными.

Существуют и напольные часы. Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с красивым боем.

Каминные часы украшают комнатные камины. Некоторые из них мелодично отбивают каждый час.

А есть часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: «Ку- ку, ку-ку», напоминая нам о том, который сейчас час.

Часы с кукушкой.

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас:

«Ку-ку! Ку-ку! Уж семь утра!

Ку-ку! Ку-ку! Вставать пора!»

Живет кукушка не в лесах,

А в наших стареньких часах!

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров.

Самые знаменитые часы России – Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. 31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени.

Механические часы изобрел ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам. Потом появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

А самые точные часы – атомные.

А знаете ли вы, что есть часы, которые называются природными или живыми. В старину в деревне такими часами был конечно Петя – петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз – примерно в четыре часа утра.

Есть еще и цветочные часы. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам они гасят свои золотые фонарики.

Одуванчики – это луговые часы. А вот кувшинки – часы речные. Недаром их называют «часами туристов». В семь часов утра они открывают навстречу лучам свои белоснежные лепестки и поворачиваются в течение всего дня за солнцем.

Для изготовления часов используют дерево, пластмассу, металл, бумагу, стекло. Часы состоят из частей: корпус, циферблат, стрелки, механизм, кнопки. По устройству часы бывают механические, электронные. До изобретения механических часов у человека были водяные, огненные (рассматривание иллюстраций и настоящих часов). Часы показывают кусочки времени – час, минута, секунда. Самый большой кусочек времени - час, поменьше – минута, самый маленький – секунда. У часов есть стрелки, с их помощью мы можем определить, который сейчас час. Стрелки движутся всегда в одну сторону, потому что время движется в одну сторону. Маленькая черная стрелка показывает, который сейчас час, поэтому называется часовой. Большая черная длинная стрелка показывает минуты, поэтому называется минутной. Пока часовая стрелка успевает передвинуться от одной цифры к другой, минутная успевает «пробежать» целый круг и вернуться опять к 12. Тоненькая золотистая стрелка, которая постоянно движется называется секундной. Тоненькая золотистая короткая стрелка, которая стоит на месте используется для будильника.

Часы.

Когда ложиться и вставать,

Когда игру нам затевать,

Когда садиться за урок,

Когда с малиной есть пирог –

Нам все часы покажут точно,

Ты понимать учись их срочно,

Чтоб на вопрос: «Который час?»

Ответить мог ты всякий раз.

В. Степанов

Физкультминутка:

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт. (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу

Не касаются друг друга (Вращение туловищем вправо.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Работа с макетами часов.

Объяснить детям, как на макете часов показать время 1час,2часа, и т. д. Предложить детям самим установить 1час, 2часа и т. д., следить за тем, чтобы минутная стрелка была всегда на 12.

Загадки:

Раньше всех проснется он-

И раздастся в доме звон.

(Будильник).

На столе у нас тарелки,

Что показывают стрелки?

Сколько времени сейчас?

Отвечаем: ровно (час).

Две подружки друг за другом

Целый день бегут по кругу.

(Стрелки).

Мы день не спим, мы ночь не спим,

И день, и ночь стучим, стучим.

(Часы).

Итог занятия :

Отметить тех детей, которые правильно устанавливали время на часах.

- Что такое часы? Какие бывают часы? Что показывает черная маленькая стрелка на часах и как она называется? Что показывает черная длинная стрелка и как она называется? Что показывает тоненькая золотистая длинная стрелка и как она называется? Что показывает золотистая короткая стрелка на будильнике и как она называется?

Публикации по теме:

Конспект занятия для подготовительной группы «Путешествие в мир часов и времени» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №40 «Берёзка». Конспект интегрированного занятия.

Сказка «Какие часы лучше» Сказка «Какие часы лучше».[/h4] В одном городе жил старый часовщик. У него в мастерской было очень много разных часов: и старых и новых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по математическому развитию «Знакомство с различными видами часов»
Опубликовано: 29 сентября 2014 в 19:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по математическому развитию «Знакомство с различными видами часов»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Серебрякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД