Галина Буянкина
Значение прогулки в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Пребывание детей дошкольного возраста на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка незаменима для закаливания детского организма, способствует укреплению иммунитета ребенка, повышает выносливость.
Дети на прогулке играют в подвижные игры. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Развивается ловкость, смелость, выносливость. При развитии двигательных умений и навыков укрепляется мышечная система. Прогулка всегда способствует повышению настроения ребенка.
Публикация «Значение прогулки в детском саду» размещена в разделах
Во время пребывания на улице дети наблюдают за окружающим миром. Наблюдения в природе способствуют знаниям об особенностях сезонных изменений. Детям нравится заниматься экспериментальной деятельностью. Очень важно научить ребенка видеть красоту родного края, вызвать любовь и бережное отношение к ней.
На прогулке можно наблюдать за трудом взрослых людей, получать информацию о транспорте и т. д.
Прогулка способствует нравственному воспитанию дошкольника. Воспитатель рассказывает о родном городе, о его достопримечательностях, знакомит с трудом взрослых, которые благоустраивают его: озеленяют его улицы, строят красивые дома и здания, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение. Ознакомление с окружающим миром способствует воспитанию у детей любви и уважению к родному городу.
На прогулке продолжается активное общение детей. Ребенок часто сам придумывает игру, приглашая других детей для участия в ней. Прогулка всегда приносит радость, новые впечатления.
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день : в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
На участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя, ветра и солнца. Все оборудование на участке должно быть прочным, закрепленным безопасным и соответствовать возрасту детей. Во время прогулки на площадку выносятся игрушки, дидактические пособия.
В зимнее время на участке желательно устроить горку, снежные сооружения.
В детском саду очень важно развивать самостоятельность ребенка в процессе одевания и в определенной последовательности, чтобы детям не пришлось подолгу ждать друг друга.
Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Активные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Во время прогулок могут быть широко использованы игры с предметами, такие, как кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбол, хоккей.
Полезны сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. В процессе игры ребенок развивает социальную активность.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Весной дети помогают воспитателю сажать овощные культуры в огороде. Летом совместно с воспитателем осуществляют прополку сорняков, рыхление земли. Воспитываются трудовые навыки. Наблюдение и уход за овощными культурами, цветами вызывает интерес к растениям. Необходимо рассказывать и показывать детям лекарственные растения, которые растут на экологической тропе детского сада. Осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде. Зимой дети могут оказать помощь воспитателю в расчистке дорожек на участке. Дети с радостью помогают воспитателю при устройстве снежных фигур, проявляют фантазию при лепке сказочных персонажей. Все трудовые задания должны быть посильны детям.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, всем было интересно, чтобы никто не озяб или не перегрелся. В летний период организации питьевого режима осуществляется во время прогулки. Питьевая вода выносится помощниками воспитателя на улицу в соответствующей ёмкости (чайник с крышкой, разливается воспитателем в чашки по просьбе детей). Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.
Большую пользу приносит индивидуальная работа с детьми. Можно организовать игру с мячом, метание в цель, упражнение в равновесии, развитие движений ребенка.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: прочтение воспитателем небольшого художественного произведения, составление коротких рассказов, разучивание небольшого стихотворения.
На прогулке организуются и спортивные развлечения. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.
Прогулка всегда приносит радость, новые впечатления. Она способствует всестороннему развитию ребенка. Это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.