Инна Дмитриевна Глушкова
«Зимующие птицы». Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи «Зимующие птицы».
Цели:
Образовательные:
Закрепить с детьми признаки осени, представление детей о перелетных и зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях развивать наблюдательность.
Развивающие :
Публикация «„Зимующие птицы“, Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, чечетка, свиристель, сова, куропатка, «клин», «шеренга», «дуга», «стайка»);
имен прилагательных: зимующие, кочующие.
глаголов: перелетают, зимуют, улетел.
Продолжать учить детей изменять существительные в роде и падеже,развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти.
Воспитывать у детей любовь к природе и желание оказать помощь (покормить птиц в зимнее время)
Оборудование: картинки «перелетные птицы», «зимующие птицы», «кочующие птицы» большие и маленькие.
Ход занятия:
Хмурь на небе…
Дождь струится,
Листьев желтый хоровод.
Улетают к югу птицы,
По утрам на лужах лед.
- Ребята, кто мне скажет о каком времени года говориться в стихотворении? (осень). Какая осень? (поздняя)
- Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Исправь ошибки». Я буду задавать вам вопрос, а вы будете меня исправлять, если я скажу неправильно:
- Осенние месяцы февраль, март, апрель?
- Осенние месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Осенью погода теплая, ясная и солнечная?
- Погода дождливая, хмурая, ветреная, холодная.
- А снег лежит поздней осенью? (Да)
Какое из двух предложений верно:
- Осенью, когда идут гулять, дети надевают панамки, шорты и сандалии?
- Осенью дети надевают плащи, куртки, сапоги?
- Что было бы, если бы вы вышли осенью на улицу в панаме, сандалиях, шортах и футболке? (Мы бы заболели)
Мы с вами уже знаем, что осенью вся природа готовиться к зиме: деревья сбрасывают листья, трава жухнет, животные готовят запасы и готовятся к спячке, насекомые одни гибнут, а другие прячутся.
Кто еще готовится к зиме? (птицы). Как они готовятся к зиме? (улетают на юг).
Каких только птиц нет на свете. А каких птиц мы с вами знаем? Давайте вспомним. (ответы детей).
Скажите, почему птицы улетают на юг? (холодно, нет корма).
А кто знает, чем питаются птицы? (мошками, червячками, жуками).
Как называются птицы, улетающие в теплые края? (перелетные)
Перелетных птиц много, каких перелетных птиц мы с вами знаем (утки, цапли, журавли, жаворонки, дрозды, грачи, скворцы, ястребы, орлы,но нам редко удается увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают. Почему? Потому что они летят в основном ночью, так безопаснее. Мы с вами уже говорили, что при перелете птицы придерживаются строгого порядка? Посмотрите, вон летят журавли. Как они летят?
- журавли летят клином,
- гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу,
- утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу,
-скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят : летят, как попало.
- а крупные, хищные птицы (орлы и ястребы) компаний не признают, летят в одиночку.
Залетает стайка птиц (дети средней группы)и садятся на корточки.
1 реб. В серой шубке перовой
И в морозы я герой.
Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто я (Воробей)
2 реб. Голубь плавно приземлился,
Отряхнул все пёрышки,
И на месте закружился –
Собирая, зёрнышки.
И воркуя, и кружась,
Он танцует венский вальс.
3 реб. Целый день все тук, да тук –
Раздается странный звук.
Мастер Дятел так стучит.
Пестрый Дятел всем вокруг
Славный доктор, добрый друг.
Всех вредителей он съест,
От врагов очистит лес.
4реб. Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!
5 реб. Высоко на кроне клена
Спеть готовилась ворона,
Показала певчий дар,
Прокричала громко «кар-р-р-р».
6 реб. Эта птица с силой воли,
В день раз сто бывает в поле.
Птичке некогда лениться,
Носит корм птенцам синица.
Я предлагаю поиграть немного с синичкой.
Фиизминутка «Скачет шустрая синица.»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ребята, как вы думаете, что это за птицы прилетели к нам (голубь, воробей, сорока, ворона, дятел, синичка) – зимующие.
Чем похожи птицы? (есть голова, туловище, лапки, клюв, крылья, хвост, оперение, они летают, высиживают птенцов)
А чем они отличаются? (размером, цветом оперения) Вставайте в круг, мы поиграем с вами в игру «один-много». Я буду называть птиц в единственном числе, а вы мне во множественном. (воробей- воробьев, голубь- голубей, сорока- сорок, синица- синиц, ворона – ворон).
С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой (например, воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!
А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корма у нас побольше! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша средняя полоса как будто курорт.
Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова.
Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
— Это смотря на какой зимовке, Сорока!
На какой, на какой — на обыкновенной!
Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь, а это — Пуночка и белая Куропатка.
— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!
Но Свиристель не согласен:
— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы помягче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху, ни духу.
Ребята, что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается).
Хотите, я открою вам маленькую тайну: я — повелительница птиц!
Захочу — и птицы сами прилетят ко мне.
Захочу — прилетят голуби и воробьи. Захочу — синицы. Захочу — явятся гости севера — снегири и свиристели»
«Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.
На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила!»
«Так и быть, я открою свой секрет. И к вам, стоит вам только захотеть, станут прилетать дикие птицы. Для этого надо на простую полочку насыпать простой крупы и простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё сразу же прилетят голуби и воробьи.
А если вы укрепите на полочке кусочек сала — к вам прилетят синицы!
Положите на полочку кисти рябины — прилетят снегири и свиристели.
Каждый день станут прилетать к вам разные птицы.
Вы станете ДОБРЫМ ПОВЕЛИТЕЛЕМ ПТИЦ!»
Я предлагаю вам попробовать сделайте себе ВОЛШЕБНУЮ ПОЛОЧКУ.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Я предлагаю вам сделать сегодня кормушки из картона, а дома вместе с родителями, вы можете сделать много других кормушек, птицы будут только рады.
Вы сегодня на славу потрудились, молодцы. Вы настоящие волшебники.