Елена Тарасова
«Зима полна серебра». Занятие по экологическому воспитанию (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
Задачи:
• упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде, числе, падеже;
• развивать логическое мышление, внимание, память;
• активизировать словарь по теме;
• воспитывать умение слушать других, не перебивая;
• работать и играть в коллективе.
Предварительная работа:
1. беседа; 2. рассматривание картин на зимнюю тематику из серии «Времена года»;
3. календарь наблюдений; 4. чтение стихов (А. С. Пушкин, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, В. И. Суриков и др.) о зиме.
Публикация «„Зима полна серебра“, Занятие по экологическому воспитанию (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель : В: Ребята, отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Д: Это зима.
В: Правильно, молодцы!
Сегодня мы с вами поговорим о зиме.
Ребята, давайте сначала вспомним и назовём зимние месяцы. (Ответы детей)
Вед. : Ребята, а скажите, как вы думаете, почему летом тепло, а зимой холодно?
Дети : Солнце плохо греет, даёт мало света и тепла.
Вед. : -Какая земля зимой? (землю покрывает снег).
-Цветы растут зимой? (нет, земля мёрзнет, им не высосать корешками влагу.
-Что происходит с деревьями и кустами зимой? (деревья зимой спят, ствол покрыт корой, она защищает от холода).
-А почему деревья сбрасывают на зиму листья (им нечем питаться, так как по корню не идут питательные вещества, поэтому листья опадают).
- А что происходит с животными зимой (звери приспосабливаются, меняют окраску, например зайчик, меняет свой мех на белый, и в такой шубке он становится незаметным на снегу, и ему легко спрятаться от врагов, медведь впадает в спячку и спит в берлоге, потому что холодно и голодно).
- Какие птицы остаются зимой? (осёдлые снегири, синицы, сороки, вороны, воробьи и др.)
- Как вы думаете легко им найти пищу зимой?
-Как люди приспосабливаются к зиме? (тепло одеваются, катаются на санках, на лыжах, расчищают снег, подкармливают птиц и зверей)
Работа с пословицами. Долго длится зима, больше трёх месяцев. Мудрый народ дал каждому месяцу своё определение. Давайте вместе подумаем и объясним значение пословиц.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Декабрь – студенец.
Январь – году начало, зиме середина.
Январь – месяц ярких звёзд, белых троп, синих льдов.
Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей.
В феврале два друга – мороз да вьюга.
Февраль – месяц лютый, спрашивает: «Как обуты?»
Снега надует – хлеба прибудет.
Много снега - много хлеба.
Шубка зимой не шутка.
В зимний холод всякий молод.
Мороз не велик да, стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Солнце летом греет, зимой морозит.
-Ребята, вы знаете, что у зимы капризный, изменчивый характер?
-Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая.
- Какие явления происходят зимой в неживой природе? (оттепель, мороз, вьюга, гололедица, изморозь, снегопад).
- Что такое наст?
Подвижная игра «Ледяные фигуры».
Снегом заметает всё (Дети идут врассыпную, вращая кулачками перед грудью) .
Ветер ледяной,
В круговерти кружимся
Даже мы с тобой. (Кружатся на месте) .
А мороз ударит как – (Сжимают пальцы в кулак и разводят руки в стороны) .
И фигурой ледяной (Качают головой из стороны в сторону, руки на поясе) .
Станем мы сейчас.
Мороз ударил – раз!
Мороз ударил – два!
Мороз ударил – три! (Хлопают три раза в ладоши) .
Ледяная фигура замри! (Принимают различные позы) .
«Солнце припекает, ледяные фигуры тают».
Речевая игра «Укрась слово».
Зима (какая… ; Снежинка (какая… ; Мороз (какой… ; Снег (какой… ; Метель (какая… ; Сугробы (какие… ;
Загадки, найди отгадки.
Не колючий, светло синий, на кустах развешан (иней) .
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
А если солнце её припечёт
Заплачет она и потечёт (сосулька) .
С неба падает зимою
И кружится над землёю.
Мягкие, пушистые, белые (снежинки) .
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Бежит по снегу, а следа нету. (позёмка)
Скатерть бела всю землю одела. (снег)
С неба – звездой, в ладошку – водой. (снежинка)
Вился, вился белый рой, сел на землю – стал горой
(снег).
Бел да не сахар,
Ног нет, да идёт. (снег).
Гуляет в поле, да не конь
Летает в поле, да не птица. (вьюга)
Релаксация «Снежная перинка».
В: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Я угадала?
В: А я люблю их рассказывать. Хотите, я помогу вам сегодня попасть в одну чудесную зимнюю сказку. Снег не холодный, поэтому на нём можно посидеть, как на перинке. Садитесь, руки свободно положите ладошками вверх, ножки расслабьте, закройте глазки и послушайте волшебную музыку.
В: Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет музыка. Вы же закроете глаза и будете внимательно слушать музыку и мой голос. Тогда вы обязательно увидите сказку Зимы.
Звучит запись Вивальди «Зима».
В: Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идет по лесу сама Волшебница Зима.
Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она зовет нас в свою сказку, обещая чудо, и мы, подчиняясь ее власти, спешим ей навстречу и замираем от радости!
Зима-кружевница весь лес нарядила!
Музыка стихает. Воспитатель предлагает детям открыть глаза и сесть.
В: Вы сумели увидеть зимнюю сказку?
В: Какую зиму вы представили?
Дети. Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студеную.
В: Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, блестит?
(Ответы детей)
Дидактическое упражнение «Составление рассказа о зиме».
- У меня в руках волшебная палочка, к кому в руки она попадет, тот и превращается в писателя. Вот давайте встанем в круг и передавая палочку друг другу (говорим по предложению, составим рассказ о зимушке - зиме.
Наступила долгожданная зима. Все засыпано снегом. Снег блестит и переливается на солнце. Солнышко освещает верхушки покрытых снежной бахромой деревьев. И они стали сверкать на солнце. Выросли большие сугробы. Белые снежинки засыпали деревья. Солнце спряталось за тучи. Началась буря. Буря закружила снежинки. Деревья стали качаться. Стало очень холодно. К утру всё поутихло. Погода успокоилась. Снег хрустит под ногами. Снежинки похожи на хрусталики. Так красиво кругом! Какое прекрасное время года - зима!