Елена Михайлова
Эсперементально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Эспериментально-исследовательская деятельность, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"- доклад по обобщению опыта работы.
«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть
в процессе исследовательской деятельности»
С. Л. Рубинштейн
Публикация «Эсперементально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания в период дошкольного детства.
Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной - исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В детском саду я веду кружок «Всё обо всём» в старшей и подготовительной группах. Работа проводится с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Для положительной мотивации использую различные методы и приемы:
- новизна, необычность объекта;
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так);
- ситуацию выбора.
До проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, почему все звучит, что отражается в зеркале, почему не тонут айсберги, камни живые или не живые и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
И вот здесь тесно связано между собой познавательно - исследовательская деятельность и трудовое воспитание. Исходя из моего опыта работы я могу сказать, что дети на практике понимают, например: зимой как уберечь от холода корни деревьев и кустарников; весной – что нужно делать, чтоб насекомые не наносили вред дереву, а летом как сохранить растения от жары. Они учатся усваивать зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. А так же в процессе труда у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения).
Благодаря целенаправленной работе дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.
У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи: дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей. Взаимосвязь трудового воспитания с познавательно – исследовательской деятельностью оказывает огромное влияние на результат моей работы. Здесь через трудовое воспитание удовлетворяются эстетические потребности детей (аккуратно, красиво). Посильная, интересная и практическая работа доставляет им радость. А это – основа для воспитания устойчивого интереса к труду, желание трудиться.
Результатом моего опыта работы явилось:
– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развивается самостоятельность, инициативность;
– дети самостоятельно и довольно быстро осмысливают задания, стараются выполнить их без помощи взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Так же большое место я уделяю работе с семьями воспитанников по развитию экспериментально - исследовательской активности ребенка.
Известно, что ни одну задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Для этого в детском саду организовываются субботники совместно с родителями. Родители принимали активное участие в озеленении территории сада, а так - же в домашних условиях помогают выращивать рассаду для цветников и огорода.
Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей).
Дети неоднократно награждались дипломами, грамотами за участие в конкурсах и викторинах, от городских до Всероссийских.
Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Например, мы с детьми в прошлом году знакомились с дождевым червём у детей был такой интерес, рассказывали родители, что когда, приехав на дачу и случайно наткнулись на него, ребёнок не только рассказал о нём, но и предложил взрослым сам провести опыт – наблюдение. Родители поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Подводя итог своему опыту работы, я пришла к выводу, что занятия экспериментально-исследовательской деятельностью помогает дошкольнику развить наблюдательность, быстроту и логичность мышления, учит делать выводы из имеющихся знаний; овладеть способами исследовательской деятельности; формирует творческое мышление; способствует умению отстаивать свою точку зрения.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.