Кузнецова Евгения
Консультация для родителей «Экспериментируем дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Очень много экспериментов можно провести дома и с подручным материалом. За один опыт вы можете ответить на множество вопросов и закрепить знания самого малыша.
Разнообразные опыты помогут вам определить линию интересов вашего любознайки. Проводя эксперименты различной тематики, вы поймете, какая область интереснее вашему ребенку: химия, физика, биология.
Публикация «Консультация для родителей „Экспериментируем дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Для проведения любого эксперимента все-таки необходимо хоть чуть-чуть, но подготовиться. Так как в большинстве случаев, ребенок сам не сможет этого сделать, взрослый будет знать, что затеял его непоседа.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. А к тому же, опыт привлекает и заинтересовывает ребенка.
Действуя вместе с детьми, вы становитесь ещё ближе друг к другу. Время, проведенное с ребенком, подарит вам душевное спокойствие, удовлетворение, чувство семейной сплоченности, зарядит вас энергией.
В определенном возрасте у ребенка наступает момент, когда он пытается показать своё Я. Кто-то может назвать это кризисом,или ещё как-то. Но в итоге мы видим ребенка, который делает все с точностью наоборот, чем вводит в панику и ужас всех родных и близких. Что делать? Ведь именно в таком возрасте мы начинаем объяснять, почему нельзя трогать розетку, почему газ – не игрушка, нож – острый, может порезать и другие важные вещи. Малыш нас слушает и только и ждет, когда мама и папа оставят его одного с такой красивой интересной розеткой, с таким длинным шнуром настольной лампы, блестящим ножом. От таких мыслей взрослым становиться жутко. Знакомая картина? Но и тут на помощь придут опыты. Что бы ваши слова об опасности проникли в понимание ребенка, не вызвали желание сделать наоборот, покажите ему, почему то или иное действие опасно. Только к таким экспериментам нужно подготовиться основательно. Не пожалейте времени. Результат этого заслуживает. Папам можно показать, что в розетке, в электрическом приборе живет Ток, который дерется и портит все вокруг, если его беспокоить понапрасну. Обезопасив себя и малыша, покажите действия воды на розетку, ведь наверняка у вас есть, что можно «принести в жертву». Увидев результат, ребенок точно запомнит, что ему лучше без взрослых не беспокоить Ток. Мамы познакомят ребенка с блестящим и серьёзным Ножом, который с легкостью готовит обед и ужин, режет овощи, хлеб. Но мы ведь не хотим оказаться вместо ужина? Если мама поломает и нарежет хлеб, попросит сравнить эти кусочки, малыш сразу увидит разницу. Предложите ребенку, только с вашей помощью, отрезать кусочек хлеба. Это окажется не так легко (понадобиться немного вашей хитрости). Потом можно уронить нож на какой-то предмет (продукт или просто разделочную доску). Покажите ребенку след от ножа. Узнав, что такой же разрез или рану малыш может себе получить, ваш любознайка уяснит, что нож опасен.
Советы по обустройству уголка экспериментирования дома.
Наверно, этот вопрос можно даже отнести к страхам родителей. По крайней мере, именно так мы отмахиваемся от данного метода: где выбрать место? Ответ – где угодно. Все зависит от того, чем вы занимаетесь, что хотите показать ребенку. Ванная комната отлично подойдет для опытов с водой, мылом, пеной. Двор или балкон – хорошее место для опытов с растениями, песком, камнями, глиной. Не стоит говорить, что сарай или гараж – царство металла, дерева, различных инструментов. В общем, везде можно экспериментировать, было бы желание!
Рекомендации по выбору экспериментов.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы, самообслуживание.
Эксперименты с детьми для родителей.
1) «Круги на воде».
Вам потребуется: большая посуда, наполненная водой. Это непросто развлечение, а настоящий физический опыт.
Как играть.
Налейте в посуду воду и дождитесь, чтобы вода была абсолютно спокойной. Дальше все зависит от вашей фантазии: вы можете дотронуться пальцем до середины (или пусть это сделает ребенок). По воде пойдут круги (также можно показать ребенку небольшие волны, как плавает дельфин, как ползет краб по дну или попросить выполнить ребенка).
2) «Тонет – не тонет».
(утка, рыбки, камешки, кубик, тряпка, бумага, мячик, бусы, прозрачная миска с водой).
Для этой игры нужно 2 взрослых.
Как играть.
Ребенок по очереди опускает в миску с водой один за другим предметы. Он наблюдает – тонет предмет или нет. Перед опытом «погадайте» с малышом, что утонет, а что нет. Проверенные предметы можно откладывать в две кучки по принципу «тонет» или «не тонет». В конце игры картина будет полной. Нужно будет обратить внимание, из каких материалов вещи утонули, а из каких нет.
3) «Шарики в воде».
В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.
Необходимый инвентарь: две глубокие тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка. Поставьте на стол две глубокие тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в нее шарики. Ребенок с помощью ситечка достает шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается через дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.
4) «Переливание из чайника в чашку».
Вам потребуется: небольшой чайник (можно использовать заварочный); маленькая чашка, губка.
Как играть.
Малыш переливает воду из чайника в чашку. Это простое действие для нас, взрослых, но довольно сложное для 2-3 летних детей. Как вы догадались, губка понадобится для того, чтобы исправить некоторые неудачи.
5) «Прятки».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, развивать наблюдательность, смекалку.
Необходимый инвентарь:
Две баночки с водой (первая с прозрачной, вторая с подкрашенной, камешки.
Как играть.
Первый эксперимент. В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним, (он тяжелый, опустился на дно.) Почему камешек видно? (Вода прозрачная.)
Второй эксперимент. Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? ( Камешка не видно: вода подкрашена, непрозрачная).
6) «художники".
Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить, что краски смешиваются, а не имеют четкие, границы, получаются новые цвета. Вам потребуется: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеенка, краски и кисти.
Как играть.
Художественное слово.
Солнце желтое на небе.
Красные цветут цветы.
В синем море плещет рыбка.
Нарисуй все это ты.
Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе.
Для этого на стол постелите клеенку, намочите плотный лист бумаги для акварели.
Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.
7) «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
Вам потребуется: краски, стаканы или 7 бутылок с прозрачной водой.
Как играть.
Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
8) «Подводная лодка из винограда»
Вам потребуется: стакан со свежей газированной водой или лимонадом и виноград.
Как играть.
Взять стакан воды с газированной водой и бросить в нее виноградинку. Она чуть тяжелее и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, рыба всплывает.
9) «Плавающее яйцо»
Вам потребуется.
Два стакана с водой, два яйца, соль.
Как играть.
Положите яйцо в емкость с простой водой, оно опустилось на дно. Другое яйцо опустить в емкость с соленой водой, оно плавает. Соль повышает плотность воды, предметы, погруженные в соленую воду, выталкиваются. Поэтому в морской воде легко плавать.
10) «Шипящая вода»
Вам потребуется: стакан с водой, ложка чайной соды и ложка уксуса.
Как играть.
В стакан с водой всыпать чайную ложку пищевой соды и размешать, потом влить ложку уксуса. Вода мгновенно зашипит. Пищевая сода вступила с уксусом в реакцию, и выделился углекислый газ.