Людмила Кикина
«Экскурсия в музей слов». НООД по образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
НООД Образовательная область «Познание»
В подготовительной к школе группе
«Экскурсия в музей слов» (с элементами Марии Монтессори)
ЦЕЛЬ: Формировать представление о словах, обозначающих предметы.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи : закрепить умение составлять предложение по схеме, с опорой на предметы и картинки. Упражнять детей в чтении слов разной структуры, развивать связную речь описательного характера.
Публикация «„Экскурсия в музей слов“, НООД по образовательной области „Познание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Развивающие задачи: развивать фонематический слух детей, умение различать звуки, слоги. Развивать сообразительность, воображение, логическое мышление, наблюдательность, проявлять творчество, инициативу.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к людям труда, дисциплинированность, культуру поведения в общественных местах, дружелюбие.
Словарная работа : музей, экскурсия, экскурсовод, эксперимент, тонущие (предметы.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ : Познание, социализация, коммуникация, здоровье, безопасность, чтение художественной литературы, труд, художественно эстетическая деятельность.
Методические приемы:
СЛОВЕСНЫЙ : беседа, пояснение, вопросы, использование словесно-художественного образа, художественное слово, напоминание.
НАГЛЯДНЫЙ: игровая мотивация, рассматривание.
ПРАКТИЧЕСКИЙ: самостоятельное выполнение заданий, эврестический (развитие находчивости, творчества, активности, использование ТСО.
Материал и оборудование:
Предварительная работа: экскурсии в музеи города Саранска, рассматривание картин, иллюстраций о музеях, экспонатах. Чтение художественной литературы; рассматривание альбомов о профессиях, сюжетно-ролевые игры.
Ход НООД:
Воспитатель. Друзья, сегодня наша группа необычная - сегодня она похожа на музей. Вспомните, что такое музей?
Ответы детей.
Воспитатель. Совершенно верно. Музей – это такое место, куда ходят на что-то посмотреть, узнать что-то новое, получить удовольствие. В нашем музее все можно трогать руками, говорить и учиться. А кроме того, в музее можно экспериментировать, т. е. узнавать новое. И сейчас мы с вами совершим экскурсию в музей слов (открыть надпись над воротами). Здесь вы увидите много чудес, которые происходят со словами и предметами.
- Но ни одна экскурсия по музею не обходится без экскурсовода. И им буду я, а вы – гости музея. Итак, начинаем нашу экскурсию. Посмотрите внимательно и скажите, что необычного есть в нашем музее?
Ответы детей.
Экскурсовод. Да, да. На многих предметах висят таблички, на которых написаны слова. И сейчас каждый из вас передавая волшебную палочку (она будет вам помогать, будет читать слово на табличке. (дети читают слова на табличках).
Экскурсовод. Оказывается, что все вещи вокруг: и стул, и доска, и стол … можно написать словами. И слова будут обозначать предметы.
Всему название дано –
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз,
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас
Означено словами.
Дети проходят к столу, где стоят: стакан с водой, пустой стакан, картинки: дети поливают грядки, дети купаются в воде.
Экскурсовод-воспитатель. Многие слова нашего языка в разных предложениях изменяются:
В стакане налита … дети добавляют (вода)
Мальчик выпил (воду)
В стакане нет (воды)
Дети поливают грядки (водой)
Хорошо купаться в … (в воде)
Экскурсовод. Все слова живут в окружающем нас мире. И в нашем музее много оживших слов. Вы удивлены «как это оживших?» - спросите вы.
А вот посмотрите. Что это? (ведро – отвечают дети). Что написано на нем?
Дети читают «вода». А это? – «мы-ло» Скажите, сколько частей в слове «мы-ло». Дети прохлопывают слово и отвечают.
Так вот, если в воду бросить мыло, оно булькнет (продемонтсрировать). Каким стало намоченное мыло? Ответы детей. А,добавив в мыло воды, можно пускать мыльные пузыри.
Посмотрите на карточки со словами, и выберите те, которые обозначают предметы,тонущие в воде и поднимите карточку. А затем мы убедимся (проэкспериментировать). Слова на карточках, а рядом лежит предмет:
Вилка, палка, шар (надувной, мяч (резиновый, ложка, ножницы. Дети выбирают слова и объясняют, почему выбрали это слово.
Дети проходят кледующему экспонату – звуковая линейка.
Экскурсовод. Что это за предмет? Для чего она нам нужен?
Ответы детей.
Предлагаю поиграть в игру «Слова». Я буду читать строчки стихотворения, и если подниму карточку, то вы хором читаете слово6
Скажи погромче слово «гром»
Грохочет слово словно кром.
Скажи потише «шесть мышат»
И сказу мыши зашуршат.
Скажи «кукушка на суку»
Тебе послышится «ку-ку».
А скажешь слово «листопад» -
И листья падают, летят.
И, словно, наяву ты видишь осень: желтый сад
И мокрую траву. Скажи «родник» -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом, Ключ от двери здесь ни причем.
(Экскурсовод берет экспонат «мяч»). Для чего нам нужен этот экспонат?
Ответы детей. Я предлагаю поиграть в игру с мячом. «Скажи противоположное «
Высокий – низкий; белый – черный и т. д.
Экскурсовод. Отгадайте загадку по описанию:
- при чистке этого предмета все начинают плакать. (лук)
- как называется человек, который учится в школе? (ученик)
- как называется человек, который сторожит, охраняет что-либо? (сторож, охранник). При каждом ответе дети находят нужное слово на карточке.
Затем дети проходят за столы
Экскурсовод. Перед каждым из вас картинка с изображением человека какой-то профессии. Нарисуйте, пожалуйста те предметы – орудия труда, которые бы соответствовали человеку вашей профессии (Врач – шприц, бинт и тд.) У каждого ребенка своя картинка. А перед рисованием давайте сделаем физкультминутку.
Руки подняли и покачал ими – это деревья в лесу.
Руки качнулись, кисти встряхнулись – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем _ это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.
При затруднении воспитатель-экскурсовод беседует индивидуально. Дети называют профессию и предметы ей соответствующие.
Экскурсовод. Составьте предложение со словом «врач».
Ответы детей. «Врач лечит больных.». Запишем схему этого предложения. Дети записывают схемы 2 -3 предложений, связанных с профессиями.
Экскурсовод. Чем же пахнет ремесло?. Давайте вспомним и расскажем стихотворение Джани Родари «Чем пахнут Ремесла? (дети по очередно читают стихотворение).
Эксурсовод. Ребята, где сегодня мы с воми побывали. Ответы детей.
Что вы увидели в музее слов? Что вам понравилось? Дети вспоминают и рассказывают.
- Итак, наша экскурсия в музей слов подошла к концу. Благодарю всех за участие.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. «От рождения до школы» -
2. М. МОнтессори «Руководство к моему методу». Газета «Детский сад со всех сторон», №26 – 2001 г.
3. Фаусек Ю. И. Обучение грамоте по методу Марии Монтессори.
4.
5. «Обруч. №6 – 1995 г.