Сухова Евгения Юрьевна
Конспект экскурсии по ознакомлению детей с природой на территории детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Экскурсия – как средство ознакомления детей с природой»
(На территории детского сада)
Сегодня у нас запланированная экскурсия по территории нашего детского сада.
- РЕБЯТА Я СЕГОДНЯ УТРОМ ПРИШЛАВ ГРУППУ И НАШЛА ПИСЬМО. От кого – неизвестно. Но что бы понять от кого нам надо разгадать загадку послушаем загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Публикация «Конспект экскурсии по ознакомлению детей с природой на территории детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Дети: Это весна!
- Сегодня на экскурсии мы с вами отправимся в гости к осени и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом осени.
- Но прежде, чем мы начнём экскурсию, давайте вспомним правила поведения на природе. (Ответы детей.)
- Что вы знаете об осени?
(Ответы детей.)
(Осень – это время года, которое наступает после лета. У осени – 3 месяца: сентябрь,октябрь,ноябрь. Осенью засыпает вся природа.)
- Какие пословицы и поговорки об осени
вы знаете?
Осенью и воробей богат.
* Осень велика, зима долга.
* Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
* Осень непогодь несет.
* Осенью и у воробья пир.
* Упал с дерева один лист – жди осени
* Осенью молоко спичкой хлебают.
* В осень и у вороны копна хлеба.
* В осень и у вороны копна, не только у тетерева.
* Осень — это время собирать урожай.
* Осенью скот жиреет, да человек добреет.
* Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Во время нашей экскурсии будут остановки. И первая из них – «Сереневая аллея».
- Ребята, посмотрите вокруг и скажите, что изменилось в природе с приходом осени? (похолодало, стало дождливо и пасмурно,солнце не теплое)
- Какая сегодня погода? (ответы детей)
- Какое небо осенью? (темное,хмурое, высокое)
- Если на нем облака? А вы знаете из чего состоят облака? (из мельчайших капелек воды)
- А какие виды облаков вы знаете? (кучевые, перистые, слоистые)
- Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте и скажите, на что они похожи?
- Друзья, а есть ли сегодня солнышко?
- Какое оно осеннее солнце? (не теплое, мало греющие, ….)
- А чем отличается осеннее солнышко от летнего или зимнего? (Зимой солнце не грело землю, а только освещало её, заходило оно рано, вставало поздно. Поэтому дни были короткими, а ночи – длинными. Сейчас солнышко поднимается выше над горизонтом, отдаёт больше лучей на землю, поэтому земля успевает прогреться. Дни стали длиннее.)
- А как мы можем проверить, что солнце не только ярче светит, но и греет? (можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза)
- Попробуем это сделать.
- А есть ли сегодня ветер? Как вы определили? (ответы детей)
- А если есть ветер, то как можно сказать о погоде? (ветреная)
- А есть ли сегодня осадки? Какие осадки выпадают весной? (ранней весной может идти снег, дождь)
- Что происходит осенью с почвой?
- Вот видите, сколько признаков осени мы выделили в неживой природе!
Отправляемся дальше….
- Вторая остановка: «Птичий дворик».
- Ещё кое-где лежит снег, вы тепло одеты, а в нашем саду уже появились первые цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «12 месяцев». Разве это не чудо? Эти цветы поднялись из-под снега, навстречу жизни. (Подснежник)
- Почему его так называют (ответы детей)
- Какие первоцветы мы знаем? (пролески, примула, крокусы, весенник, мускари, др.)
- Один мудрец сказал: «Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал бабочку – она умерла
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно лишь сердцем.»
- Как вы думаете, почему я прочла эти строки? (ответы детей)
- Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Мяч бросай – весенний цветок называй».
- Ещё на территории нашего сада растут и лекарственные растения. Давайте пройдем дальше и рассмотрим их. (мелисса, подорожник, одуванчик, барвинок, чистотел, мята, куст шиповника)
- Почему их называют лекарственными? (они обладают лечебными свойствами)
Продвигаемся дальше по территории детского сада.
Следующая остановка «Клубничная».
- Посмотрите вокруг и скажите, какие деревья и кустарники растут на территории детского сада? (рябина, клен, береза, елка, сирень,, ….)
- Назовите хвойные деревья? (ответы детей)
- Чем кустарник отличается от дерева? (У дерева одни большой ствол и высокий, а у куста – много стволовых веток и низкий)
- Посмотрите на деревья и кустарники. Скажите, что происходит с ними весной? (набухают почки, у хвойных – меняется цвет коры, хвои. Начинается сокодвижение)
- Ребята, а скажите, когда деревья и кустарники ещё не покрылись листвой, как же вы их отличаете друг от друга? (по коре, по стволу, по ветвям, .)
- Предлагаю поиграть в игру «Раз-два, три….
К названному …. «Беги!»
- Я вижу, вы настоящие знатоки природы. И это очень хорошо. Ведь человек не может жить отдельно от природы. Мы свами часть природы.
- Сегодня предлагаю вам подойти к дереву, которое является негосударственным символом нашей России и растёт по всей территории нашей Родины. Послушайте загадку:
Она осень встречает,
Серёжки снимает,
Накинута на спинку
Желтая косынка,
А платьице в полоску.
Узнаешь ты …. (Берёзку)
Предлагаю подойти к берёзке.
- А как называют берёзу в народе? (белоствольная).
- Какими ласковыми словами можно назвать берёзу? (кудрявая, стройная, высокая, лёгкая)
- Обращаю ваше внимание на то, что о берёзе сложено много стихотворений, песен. Это самое красивое дерево!
- Послушайте стихотворение русского поэта А. Прокофьева:
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
с зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнётся, - но не ломится.
- А знаете ли вы, что на берёзке 2 раза в год вырастают серёжки?
- В серёжках находятся семена. Первые серёжки появляются в апреле. Это цветы берёзы. А осенью появляются другие серёжки. Это уже плоды, в которых находятся семена.
- Мы можем взять лупы и рассмотреть семена. (Семена маленькие и у них есть крылышки и поэтому ветру очень легко их разносить) И если такое семечко упадёт на землю, то из него вырастит новая берёзка!
- Сколько деревьев может вырасти из семян? (много)
- Вот видите, какая добрая, щедрая берёзка.
- Мы прощаемся с берёзкой и движемся дальше ….
- Следующая наша остановка: «Пернатые друзья». Остановимся у кормушек птиц.
- Для чего люди изготовляют кормушки? (ответы детей)
- Какие птицы прилетают к кормушке в течении всей зимы? (воробьи, синицы, вороны, голуби, дятлы, ….)
- Какие это птицы? (зимующие)
- А сейчас нужно подкармливать птиц? (Да. Ещё мало корма, насекомых)
- Весна – время возвращения перелётных птиц.
- Каких перелётных птиц вы знаете? (ласточки, скворцы, грачи, жаворонки, соловьи и др.)
- Какие птицы прилетают раньше всех? Их называют «вестники весны».
Детская игра «Хлопни в ладоши, если увидел перелётную птицу». (иллюстрации птиц)
- Чем заняты птицы весной?
- Зачем строят гнёзда?
- Из чего?
- Где? (в дупле, на деревьях, кустах, под крышей)
- Можно ли разорят гнёзда? (Нет. Потому что птицы защищают парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.)
- Они разносят семена ягод, трав, цветов, трав по земле.
- Радуют нас своим пением.
- Вот и подходит к концу наша весенняя прогулка по нашему саду …
- Обратите внимание, на одной из веточек калины висит посылочка от весны. Давайте её найдём …
(Осень награждает всех эмблемами «Юные защитники природы»)
- А как мы будем защищать нашу природу? (ответы детей)
- А в завершении нашей экскурсии предлагаю сфотографироваться с" Осенью"