Анна Афанасьева
Взаимодействие педагога-психолога с родителями при подготовке детей к школе
▼ Скачать
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».
Публикация «Взаимодействие педагога-психолога с родителями при подготовке детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Семья является важнейшей сферой определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы. В семье происходит становление характера ребёнка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности маленького ребёнка – потребности в признании, любви, эмоциональной защищённости.
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути
детей : каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу.
На этом этапе родителей волнует много вопросов: готов ли мой ребёнок к школе? Как подготовить его к обучению? Как выбрать школу? Как ребёнок будет учиться? Озабоченность родителей и педагогов понятна. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие отметки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний пыткой.
Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребёнка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущим.
Сегодня, в связи с ростом требований к интеллектуальному развитию
первоклассников, стало практически общепринятым проводить занятия по подготовке детей к школе, которая сводится к обучению некоторым школьным навыкам : писать буквы, читать, считать, различать цвета и геометрические фигуры.
Такая подготовка к школе с виду очень удобна, т. к. вся забота родителей
заключается в том, чтобы привести ребёнка на занятие, а дома, усадив за стол, заставить сделать заданное или повторить пройденное.
В связи с введением Федеральных государственных требований к общеобразовательной программе ДОУ произошло смещение акцента в понимании готовности ребёнка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной "внутренней позицией школьника", сформированными познавательными мотивами.
Совершенно очевидно, что в качестве подготовки детей к школе необходимо развивать не только познавательные процессы, но и навыки общения,
которые нужны для вхождения ребёнка в классный коллектив, умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей, умение уступать, сотрудничать. Важно, чтобы ребёнок был готов к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных прав и обязанностей. И самое главное у ребёнка должно быть сформировано желание
учиться – это главное условие, необходимое ребёнку для успешного обучения в школе, любознательность, преобладание мотивов поведения, связанных с учением.
Всё выше перечисленное входит в понятие психологической готовности ребёнка к обучению в школе, которая является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольников в семье и в детском саду.
Поэтому сложившаяся ситуация вызвала необходимость организации
педагогического всеобуча для родителей, призванного способствовать нормальному развитию будущих первоклассников.
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклассников является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности
ребёнка. Усугубляют положение и воспитательные ошибки взрослого. Имеет место запугивание школой, что очень вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным детям. Родители предъявляют нереальные требования к поведению ребёнка, желая, чтобы тот в одно мгновенье отказался от дошкольных форм поведения. Очень часто родители начинают усиленно заниматься с ребёнком за год до школы, забывая, что умения, навыки и запас знаний
ребёнка закладывается дома с самого рождения. Иногда родители и воспитатели действуют по принципу: «Чем больше проводится развивающих занятий с ребенком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Такая организация детской деятельности приводит к умственной и физической перегрузке ребенка, что, несомненно, сказывается на его здоровье.
Также существует категория родителей, которые со своей присущей им настойчивостью пытаются "запихнуть" ребёнка в школу, мотивируя необходимостью развивать ребёнка интеллектуально, не осознавая реальных возможностей своего малыша.
Очень важно, чтобы взрослые были реалистичны в своих ожиданиях и
требованиях к ребёнку. У самих родителей также должна быть сформирована положительная учебная мотивация, положительное отношение к школе. Дети легко перенимают как положительный, так и негативный опыт родителей, с а следовательно, положительное отношение родителей к школе сформирует и у ребёнка такое же отношение к учебной деятельности.
Ведь именно от эмоционального состояния родителей, их педагогической грамотности и психологической компетентности зависит, каким будет путь первоклассника: трудным и тернистым или лёгким и радостным.
В связи с этим в нашем дошкольном учреждении проводится работа по формированию у детей психологической готовности к обучению в школе совместно с родителями. Реализация взаимодействия ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе осуществляется всеми специалистами ДОУ (воспитателями, логопедами, руководителем физического воспитания, музыкальным руководителем, медицинским работником). Это взаимодействие ДОУ и семьи помогает решать задачи:
- обогащение воспитательного опыта родителей;
- повышение педагогической компетентности родителей при подготовке
дошкольника к обучению в школе;
- активное вовлечение семьи в воспитательно – образовательный про-цесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей;
- активизация чувств, переживаний, действий родителей в связи с пред-
стоящей школьной жизнью детей.
Формы работы с родителями :
Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики готовности детей к школе и по вопросам воспитания и развития ребёнка.
Анкетирование, диагностика родителей :
- Тест на выявление знаний о школе и школьном распорядке, анкета «Готовность ребенка к школе», анкета «Ваш ребенок скоро станет школьником», тест «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?», «Жизнь ребенка и его успехи в школе», тест – опросник «Готов ли ребенок к обучению в школе», «Достаточно ли внимания Вы уделяете своему ребенку?».
Консультации, беседы:
- «Подготовка детей к школе. советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе», «Подготовка ребенка к школе. психологическая подготовка – половина успеха», «Готовность к школе», «Берись за ручку», «Готовность дошкольника к письму», «Готовность ребенка к школе», «Готовность к школе, что мы не понимаем», «Психологическая готовность к школе», «Как НАДО готовить родителям ребенка к поступлению в школе», «Леворукий ребенок», «Особенности психологии дошкольников», «Готовность ребенка к обучению в школе», «Психологическая готовность детей к школе», «Что нужно знать о психологической готовность детей к школе».
Родительские собрания :
- «Ваш ребенок - будущий школьник», «А Ваш ребенок к школе готов?»
Совместные занятия родителей и детей : (привлечение родителей к
участию в педагогическом процессе по познавательному, эмоциональному
развитию детей, формирование доверительных отношений, обучение родите-
лей способам и приёмам организации совместной с ребёнком деятельности.
Консультация – практикум (Варианты игр и упражнений на развитие
познавательных процессов. Родителя делятся своим положительным опытом)
- Коррекционные игры и упражнения дома.
Фото-коллаж «Школьные годы чудесные» (Актуализация родитель-
ского опыта детей, родителя делятся с детьми своими воспоминаниями о
школьной жизни)
Домашние задания (обеспечивает преемственность в работе ДОУ и се-
мьи)
«Моё имя», «Это Я!», «Что я люблю делать», «Придумать загадки о
школьных принадлежностях»…
Привлечение родителей к участию в деятельности в ДОУ, к проблеме
подготовки детей к школе, активизация их педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско – родительских отношений – всё это является принципиально важным в работе с родителями.
О результативности проводимой работы можно судить по:
- возрастающему интересу к выполнению коррекционно – развивающих занятий у детей и родителей.
- повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребёнка.
- повышение мотивационной готовности детей к обучению в школе.
- расширение знаний детей о школе, интерес к школе.
Достижение конкретных результатов обеспечивает системность взаимодействия педагогического коллектива и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе.