ирина жабина
«Воспитание любовью» Часть 3 (П.5-П.7)
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия, как альтернатива наказания
Цель: ознакомить взрослого с методами мягкого влияния на поведение и установки ребенка.
Известно, что наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им сказки. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали истории, из которой становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. К сожалению, сегодня не многие знают обычаи, не понимают их смысла, считают их пережитком прошлого. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами взрослого мира. У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные ценности и нормы, различать добро и зло. Сказкотерапия – естественный образ социализации детей, научение их распознавать опасности и справляться с ними. Психологи, применяющие сказки и метафоры в своей работе, отмечают, что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе ее благотворное влияние. Давайте послушаем пример сказки и попробуем разобраться, может ли она чему-то научить ваших детей.
Публикация «„Воспитание любовью“ Часть 3 (П,5-П,7)» размещена в разделах
Вы можете сами сочинять сказки для ваших малышей или делать это вместе с ребенком. Главное, поймите проблему ребенка. Попробуйте взглянуть на нее его глазами. Представляя проблему, старайтесь использовать те же слова, что и ваш малыш. Продумайте, какие мысли, и решения вы хотите донести до вашего ребенка. Создайте главного персонажа сказки по подобию вашего ребенка, похожее имя, похожая ситуация, похожая проблема, похожие надежды. Начинать сказку стоит с представления главного героя. Рассказывая о его страхах, тревогах и проблемах (а на самом деле вашего ребенка, нужно упомянуть его сильные стороны. После представления главного героя стоит переходить к описанию проблемной ситуации. В ходе рассказа главный герой должен справиться с проблемой (основной вывод, который должен сделать ребенок – «раз он, похожий на меня, смог справиться, значит и я смогу»). Мораль должна быть хорошо понятна ребенку и логично вытекать из содержания сказки.
6. Заключение
Просмотр социального ролика «Дети видят, дети делают» YouTube
Главная роль в развитии у ребенка эмоций как основы дальнейшего нравственного развития принадлежит семье. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность ребенка – быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей.
Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Взрослый всегда должен стараться быть в хорошем настроении. Ведь ребенок – такое впечатлительное и восприимчивое существо, он как губка впитывает и хорошее, и плохое. Копирует поведение взрослого и «выносит» его в общество.
Таким образом, чтобы сохранить психологическое благополучие ребенка необходимо:
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
-относиться к ребенку как к равноправному партнеру;
-принимать активное участие в жизни ребенка;
-всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
-интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;
-помогать ребенку развивать свои умения и таланты;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- быть положительным примером для ребенка.
Следовательно, при выполнении данных рекомендаций у ребенка будет формироваться адекватная самооценка, разовьются положительные качества личности, и самое его эмоциональное развитие станет благоприятным.
7. Рефлексия.
Цель: вспомнить, выявить и осознать проблемы и способы их решения.
Участники заполняют бланки с незавершенными предложениями:
-во время занятия я поняла, что…
-самым полезным для меня было…
-на занятии мне понравилось…
-на следующем занятии я хотела бы…
8. Ритуал прощания.
Цель: закрепление положительного эмоционального фона.
Проговорить хором «Всем-всем всего хорошего».
Чаще обнимайте своих детей
Педагог-психолог Жабина И. Б.
Список планируемых занятий:
- «игра и игрушка в жизни современного ребенка»;
- «правовое воспитание детей»;
- «как бороться с детской истерикой»;
- «агрессивный ребенок. Что делать?»;
- «детские страхи»;
- «готов ли ваш ребенок к школе».
Список используемой литературы:
1. Психология и педагогика дошкольного возраста выпуск №6/2012;
2. Минияров В. М. Психология семейного воспитания изд. НПО «МОДЭК», 2000;
3. Елена Пятницкая «Маленькие «непослушайки» или пять простых шагов к правильному поведению вашего ребенка»;
4. Свистунова Е. В., Горбунова Е. В., Караваев Д. А., Нестерова Е. В., Сурская А. Ю., Шумилова С. В. Такие разные дети: арттерапия для дошкольников/Е. В. Свистунова и др. – М: СтереоМИР, 2007 (Мир детства)