Наталья Литвинова
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Вода, вода, кругом вода…»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вода, вода, кругом вода…»
Цель:
совершенствовать представления детей о воде;
познакомить детей с понятиями «моря» и «океаны»;
закрепление у детей конкретных представлений о свойствах, видах воды;
закреплять умения проводить несложные опыты с водой;
развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность; обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
активизировать словарь детей.
Оборудование:
тематические картинки с морскими животными;
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе „Вода, вода, кругом вода…“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
оборудование для опытов : стаканы, вода, ароматические масла, краски, кисточка, глобус;
пасочницы с морской тематикой.
Интеграция: коммуникация, ОБЖ, чтение художественной литературы, познание.
Воспитатель: Дети, к нам пришла посылка. Откроем её.
Достаёт из посылочного ящика глобус и спрашивает детей, кто знает, что это такое. (ответы детей).
Правильно, дети, это глобус. Я загадаю вам про него загадку:
На ноге стоит одной крутит, вертит головой,
Нам показывает страны, реки, горы, океаны.
Глобус – это модель нашего земного шара, нашей планеты Земля в уменьшённом виде.
Глобус, ребята, открою секрет, –
Шара Земного картонный макет.
Как и Земля, он умеет кружиться,
Красками радуги ярко искрится.
Синие-синие там океаны,
Пёстрой мозаикой разные страны,
Змейками вьются там реки, границы,
Точками чёткими стран всех столицы.
Глобус, ребята, полезно вращать,
Землю родную получше чтоб знать.
(И. Агеева «Вращайте глобус»)
Он показывает форму нашей планеты, характер её поверхности. На глобусе мы с вами видим очень много синего цвета. Синий цвет – это моря, реки, океаны, озёра.
Что такое вода?
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Нашу Землю называют голубой планетой, потому что из космоса она кажется голубой, так как 2/3 поверхности её составляет вода, но не вся вода пригодна для всего живого. Человек, животный и растительный мир используют пресную воду. А какая вода пресная?
Проводятся эксперименты:
Вода из-под крана
Я воду в стакан из под крана налил.
На свет посмотрел- она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.
А в горном ключе, если воду набрать,
На вкус она будет совсем уж иной.
Словами, пожалуй, и не передать,
Как вкусно напиться водой ключевой.
Даю детям из чашки попробовать воду на вкус. Подвожу детей к понятию, что вода без вкуса.
Затем для участия в опыте приглашается ребёнок и предлагаем ему размешать в воде сахар, соль, аскорбиновую кислоту. После растворения веществ снова пробуем воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус: вода стала сладкая, солёная, кислая А имеет ли она запах?
-Я, хочу предложить вам, опыт, чтобы узнать, есть ли у воды запах.
В сосуд наливается вода. Предлагаю детям понюхать её. Вместе с детьми делаем вывод, что вода без запаха.
-А теперь я хочу дать вам понюхать ароматическое масло. ( Рассуждения детей: масло пахнет апельсинами, мандаринами).
А теперь капельку этого масла я добавлю в сосуд с водой. Давайте теперь понюхаем нашу воду. Что произошло? У нашей воды появился апельсиновый запах.
Мы с вами можем сделать заключение: Пресная вода без запаха, вкуса. Но, растворяясь в воде, различные вещества меняют у воды запах, вкус.
Многие из вас отдыхали на море, какая на вкус вода в море? Правильно, солёная.
-Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по морям и океанам. И поскольку нам с вами предстоит преодолевать водную стихию, ответьте мне на? - Какие виды морского транспорта вы знаете (ответы детей).
ПРОГУЛКА.
На прогулку выносятся : стаканы, чайная ложка, вода, молоко, кисточка, краски; фотографии с морским пейзажем и тематические картинки с изображением морских животных; пасочницы в виде морских форм (ракушки, различные рыбки)
А ответьте мне на вопрос какого цвета вода (рассуждения детей).
Экспериментальная деятельность «Есть ли цвет у воды?».
На столе находятся стакан с молоком и с водой, в которые помещены чайные ложки. Подводим детей к понятию, что стакан с чистой водой прозрачен, так как видна ложка, а в стакане с молоком ложка не видна.
Мы с вами можем сделать прозрачную воду не прозрачной.
Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавлять краску будем с вами по не многу, что бы понаблюдать, как изменяется цвет и прозрачность воды.
Поставим, за стакан с окрашенной водой, картинку-рисунок не виден.
Значит делаем с вами вывод: вода –прозрачная жидкость, она имеет способность окрашиваться.
Далее с детьми проводим малоподвижную игру «Море волнуется раз, море волнуется два…»
Цель: развитие фантазии и воображения, способности передавать характеристику изображаемой фигуры; воспитание дружественных отношений.
Морские волны – это вода, которую ветер гонит по поверхности океана. В тихий безветренный день море спокойное, но когда поднимается сильный ветер, волны ускоряются. Они становятся всё выше, вырастая подчас до размеров громадной водяной стены.
Эксперимент: в чашке с водой можно создать волны. Просто подуть на воду, чем сильнее будешь дуть, тем выше будут волны. (Этот эксперимент можно предложить в качестве домашнего задания родителям провести его вместе с детьми).
2 половина дня.
На земле насчитывают 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный ледовитый. Все океаны сообщаются между собой и образуют Мировой океан. ( сообщения воспитатель сопровождает графическими пояснениями: на доске рисуются 4 маленьких кружка, которые затем заключаются в один большой круг, что показывает образование океана). Самый большой на Земле – Тихий океан. Если три других океана сложить вместе, он всё равно будет больше и ещё –он самый глубокий из всех океанов. (Для наглядности можно взять 3 камушка поменьше и один большой, чтобы дети зрительно увидели разницу в размерах).Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что Тихий океан почти полностью покрывает половину поверхности нашей планеты.
Северный ледовитый океан самый холодный из всех океанов. Большую часть года он покрыт льдом.
На нашей Земле океанов –
Четыре:
ИНДИЙСКИЙ –
Самый соленый в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ
Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ
Все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ,
Конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий (А. Усачёв)
-Ребята,теперь мы с вами знаем, что пресная вода – это вода без солей,
а в морях и океанах вода – солёная.
Море – это часть океана, почти полностью или частично окружённая водой. Море – солёное потому, что в нём много соли- той самой, которую мы каждый день добавляем в пищу. Эта соль называется поваренной.
Попадает она в море с суши. Пищевую соль получают из морской воды: специальные низкие заграждения удерживают часть воды, которая покрывает берег во время прилива. На солнце вода из мелких лужиц испаряется, а соль остаётся.
В морях и океанах кипит своя жизнь: здесь живут моллюски, различные виды ракушек, самые разнообразные морские рыбы.
Детям предлагается из пасочниц с морскими обитателями создать подводное царство.
Эксперимент: из сухого песка выложить фигуру невозможно, так как он рассыпается, а если его смочить водой, из него можно выложить разнообразные композиции.