Лариса Панфиленко
«Весёлая грамматика» Определение грамматической культуры и знаний родного языка при выполнении речевых заданий
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность педагога и родителей
Речевая викторина «Весёлая грамматика»
Конкурс «Лучший конспект занятий для ДОУ»
Номинация «Лучшая методическая разработка» - родительское собрание
Цель: Ознакомить родителей с миром родного языка, активизировать умственную деятельность родителей и расширить посредством совместного выполнения увлекательных речевых заданий.
Публикация «„Весёлая грамматика“ Определение грамматической культуры и знаний родного языка при выполнении речевых заданий» размещена в разделах
Задачи : Уточнить знания родителей родного языка, упражнять их в практическом применении этих знаний. Развивать внимание, слуховую память, способствовать повышению речевой культуры, углублению знаний о родном языке, закреплению чётких речедвигательных операций, вызвать желание родителей общаться друг с другом, делясь опытом своих познаний. Создать положительный эмоциональный климат в коллективе.
Предварительная работа:
- Выставка речевой детской литературы, знакомство с речевыми буклетами, играми.
- Предложить почитать книги из педагогической библиотечки по развитию речи.
- Подготовка дидактического материала для проведения викторины.
1. Организационный момент.
Уважаемые родители! Мы рады Вам. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека- речи.
Основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми. Речевое развитие, которое ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.
Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Всё психическое развитие ребёнка зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи или её патология.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи; создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (предложить высказаться родителям)
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию - связная речь.
Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.
Давайте поговорим о том, какая сторона Вас беспокоит? (высказывания родителей)
Речь наших детей (краткий анализ речи детей).
1. Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают ваши дети?
Да, вопросы типа кто? что? какой? характерные для детей 4- 5 лет. В них выражается потребность ребёнка быть в контакте с взрослым, удерживать его внимание. Поэтому часто, не дослушав ответ, ребёнок убегает.
Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем- то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.
2. А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?
- Отсутствие необходимых знаний.
- Нет устойчивого интереса к чему- либо.
- Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился раздражением взрослого, получил отказ.
3. Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
– Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Итак, на каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Уважаемые родители! Ознакомление со всеми формами, тонкостями родного языка и постижение их наиболее интенсивны в дошкольный период. Чтобы этот процесс был ещё и занимательным, а расширение словарного запаса, развитие связной речи и знакомство с некоторыми правилами грамматики осуществлялись не в навязчивой форме, желательно, чтобы речевая деятельность проходила в форме игры. Не зря именно с этой целью в народной педагогике с незапамятных времён использовались детские считалки, загадки, дразнилки, потешки, стихи – перевёртыши. Эти разновидности народного творчества способствовали лучшему усвоению детьми смысла того или иного слова, развитию вариантов его использования в речевой практике и их запоминанию.
Чтобы определить грамматическую культуру и знания родителями родного языка необходимо проводить совместные встречи, где родители могли поделиться своими знаниями и повысить свою речевую культуру; а воспитатели могли бы увидеть индивидуальность каждой семьи.
Именно этим мы сейчас и займёмся. Я предлагаю вам речевую викторину «Весёлая грамматика». Игры очень простые, вы сможете их использовать, играя с детьми дома, по пути в детский сад.
(воспитатель – ведущий, родители – участники).
2. Основная часть деятельности. Речевые задания (родители делятся на 2 команды и отвечают по очереди, жюри оценивает)
Логические рифмовки «Мальчики – девочки»
Ведущий: Я буду читать стихотворные строчки, а вы должны по смыслу вставить в окончание строчки слова «мальчики», «мальчишки» или «девочки», «девчонки». Только надо учесть, что эти рифмовки, как и многие другие задания, - с подвохами. Поэтому важно не перепутать нужные слова.
2. На розыгрыш по мотогонкам 2. Любой ремонт устроят тонко,
Стремятся только лишь (мальчишки). Конечно, только лишь (мальчишки)
Играют в бантики и мишки, Весной венки из одуванчиков
Конечно, только лишь (девчонки). Плетут, конечно, только (девочки)
3. Болты, шурупы, шестерёнки 4. Коньки на льду чертили стрелочки,
Найдёшь в кармане у (мальчишки) В хоккей весь день играли (мальчики)
Себе завязывают бантики. Болтали час без передышки
Из разных лент, конечно (девочки). В цветастых платьицах (девчонки).
«Герои сказок и мультфильмов»
Ведущий: Вы часто читаете детям сказки, смотрите вместе мультфильмы. Я буду задавать вопросы по теме «Герои любимых сказок и мультиков», а вы по очереди отвечайте.
1. Добрая девочка, которая одна воспитывала братца Иванушку. (Алёнушка)
2. Девочка – кукла с голубыми волосами. (Мальвина)
3. В конце сказки он превратился в прекрасного лебедя. (Гадкий утёнок)
4. У этого мальчика друзьями были медведь, пантера и удав. (Маугли)
Расшифровка крылатых выражений»
Ведущий: «Крылатые выражения» - это сочетания слов, которые стали всем привычными, но потеряли своё первое значение. Например, когда человек отправляется на трудное задание, ему принято желать «ни пуха, ни пера». Кто знает, откуда пошло такое выражение? Оказывается, его придумали охотники. Отправляясь на охоту, они боялись спугнуть удачу и притворно делали друг другу пожелания не принести домой ничего: «ни пуха, ни пера». Теперь это распространённое выражение, которое означает пожелание успеха. А что означают следующие выражения:
- «рукой подать» (настолько близкое расстояние, что, кажется, оно не превышает длину руки);
- «в час по чайной ложке» (очень медленный темп выполнения какого – либо дела);
- «спустя рукава» (небрежно, неохотно и лениво выполнять какое – то дело).
Головоломка «Назови имена»
Ведущий: Я предлагаю вам познакомиться с мальчиком и девочкой. Надо угадать, как их зовут. – А вот как: если от имени мальчика отнять одну букву, то получится имя девочки.
Итак, угадывайте.
Примечание. Головоломка имеет несколько решений.
Ответ: Коля и Оля; Толя и Оля; Ася и Вася; Аня и Ваня.
«Частушки – небылицы»
Ведущий: Вспомните несколько частушек – небылиц, чтобы поднять настроение.
При исполнении частушек надо очень тщательно проговаривать слова, чтобы они были разборчивы и понятны слушателям, вызывая нужный комический эффект.
Я надеюсь, что эти частушки покажутся вам действительно смешными. Итак, ждём исполнения частушек, смеёмся и хлопаем в ладоши.
1. Великан с горы свалился 2. Как взошла луна на небо
И наделал грохота. Рано – рано поутру.
А в кастрюле кот сварился. Плыли в лодке булка с хлебом.
Ой, умру от хохота! Ой, от хохота умру!
Ведущий благодарит исполнителей, все вместе аплодируют.
Интеллектуальный тренинг «Загадки старые и новые»
Ведущий: Прекрасным интеллектуально – развлекательным тренингом и одновременно способом углубления знаний о родном языке всегда являлись народные загадки. Это целая энциклопедия народных образов, представленных в особого вида зашифровке, рассчитанной на догадку, размышление, использование ассоциативного метода мышления. Постарайтесь сопоставить приведённые описания невиданных предметов и явлений с реальными вещами, которые всем хорошо известны. Итак, отгадывайте.
1. В тёмном подвале лежит мокрый теленок. Всё время ворочается, а встать не может.
2. Есть у меня доминка, по краям шерстинка, придёт беда – потечёт вода.
3. Всё, как у Маши, глаза и ресницы, только не ест каши и не пьёт водицы.
4. Спит или купается – всё не разувается. День и ночь на ножках красные сапожки.
5. Брошу в речку – не тонет, бью о стенку – не стонет. Стану оземь кидать, будет в небо летать.
6. Когда ненастье – я гуляю, а в ясный день в углу скучаю.
Ответы: 1. Язык. 2. Глаза. 3. Кукла. 4. Гусь. 5. Мяч. 6. Зонт.
Ехидные вопросы на сообразительность
Ведущий: Существуют такие вопросы, прежде чем ответить на которые нужно подумать, нет ли подвоха, который обязательно скрывается в каждом из этих вопросов.
Чтобы ответить на них нужно чувство юмора и смекалка. Вы готовы отвечать?
1. Один футбольный болельщик всегда правильно называл счёт до начала матча. Как ему это удалось? (Счёт до начала матча всегда одинаковый – 0: 0.)
2. Сидели две лягушки: маленькая и большая. Маленькая – дочь большой лягушки, хотя большая ей не мама. Почему? (Потому что большая лягушка приходится маленькой лягушке отцом.)
3. У меня в пакете было три яблока. Одно яблоко я отдал маме, второе – папе, а третье оставил себе. Но вот странно: после раздачи в пакете осталось ещё одно яблоко. Как такое могло получиться? (Одно яблоко осталось в пакете и было отдано вместе с ним.)
4. Как далеко можно зайти в лес? (в лес всегда можно зайти только до середины, потому, что потом из него начинаешь выходить.)
Заверши поговорку
Ведущий: Я прочитаю поговорки, делая паузу перед последним словом. Ваша задача - произнести его, сообразив, каким оно должно быть по смыслу.
1. Землю солнце красит, а человека (труд).
2. Люби своё дело – мастером (будешь).
3. Недаром говорится, что дело мастера (боится).
4. Скучен день до вечера, коли делать (нечего).
5. Кто мастер на все руки, у того не бывает (скуки).
6. Труд человека кормит, а лень (портит).
7. Хочешь есть калачи, не лежи на (печи).
8. Лень и плут до добра (не доведут).
3. Заключительная часть. Подведение итогов викторины.
Рекомендации педагога.
Большое спасибо за сотрудничество! Понравилась ли вам такая форма общения? Я подготовила для вас памятки по развитию речи детей и буклеты по формированию грамматического строя речи детей через игры и упражнения. Они помогут вам в работе с детьми. Развивайте речь своих детей. Играйте с удовольствием!
Заключительная часть. Подведение итогов викторины. Рекомендации педагога.
Решение родительского собрания
1. Дома уделять внимание развитию речи ребёнка и больше общаться с ним, разговаривать. Читать ребёнку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Пересмотреть игрушки и игры ребёнка, пополнить их разнообразными развивающими игрушками и речевыми играми, в соответствии с возрастом.
3. Выделять как можно больше времени для общения и игр со своим ребёнком. Продолжать речевые традиции : «В свободную минуточку», «Игры на кухне», «По дороге в детский сад»
4. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой и рисованием. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски и т. д.
Список используемой литературы:
М. А. Давыдова «Мир родного языка», Москва 2008.
С. А. Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки»,
В. И. Селивёрстов «Речевые игры с детьми», Москва «Владос» 1994.
1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. Н. Елкина,
Т. Тарабарина. – Ярославль, «Академия развития», 1997.
Илларионова Ю. «Учите детей отгадывать загадки». – М., «Просвещение», 1985.
Волина В. «Весёлая грамматика». – М., «Знание», 1995.
Е. В. Колесникова «Тесты для детей 4 лет».
О. Н. Земцова «Умные книжки» - серия книг для развития ума и подготовки детей к школе.