Мария Ламдо
«В гостях у Золушки». Открытое занятие по обучению грамоте
▼ Скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»
Занятие по обучению грамоте
Подготовительная группа
Воспитатель: М. И. Ламдо
2012 г.
Программное содержание : закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предложения и схемы к ним. Развивать речь, коммуникативность, память, моторику рук. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.
Публикация «„В гостях у Золушки“, Открытое занятие по обучению грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- «Золушка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро «Золушка», беседа по содержанию сказки, беседы по вопросам нравственного воспитания, разгадывание ребусов и кроссвордов.
Материалы и оборудование: одежда для Золушки : юбка, фартук. Сундук с нарядным бальным платьем. Корзина с заданиями, магнитофонная запись голоса Лесника. Мел. Изображения Тима и Тома. «Волшебная» иголка (из фольги). Ребус-табличка с изображением: барабан, арбуз, лук. Звуковики Д,Р,А,В,А. – для игры «Живые звуки». Листы со словами: карета, бал, на, поедет. Свиток с текстом.
Раздаточный материал: карточки с изображением цветов (мак, сирень, роза, карточки с изображением корзины, овощей, карандаш. По три тарелочки на парту с табличками: «Фасоль», «Горох». Фломастеры.
Ход занятия.
Организация детей: (Дети заходят в группу из приемной, встают полукругом).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А как еще можно поздороваться?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее).
Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. А давайте наше хорошее настроение передадим друг другу, возьмемся за руки и улыбнемся Давайте передадим его нашим гостям, пусть они пожелают нам что-нибудь хорошее.
Сюрпризный момент:
Воспитатель сообщает, что утром у двери группы она обнаружила корзинку и кассету и предлагает детям ее прослушать. Включает магнитофон.
Звуковое письмо Лесника:
«Здравствуйте, ребята! Я Лесник- отец Золушки. Моя дочка Золушка очень хочет сегодня поехать на бал к принцу во дворец, но моя злая жена- мачеха моей Золушки приказала выполнить ей очень много работы и Золушка грустит, потому, что одной ей с такой работой не справиться. Я решил обратиться к вам за помощью, вы ведь ребята дружные, добрые и самые старшие в детском саду. Ребята, помогите, пожалуйста, Золушке попасть на бал. Спасибо и до свидания».
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Золушке? (Да). Пословица: «Что не сделает один, сделаем все вместе». Лесник нам прислал корзиночку, а вот что в ней мы узнаем позже, нам надо спешить Золушке на помощь.
Инсценировка:
Золушка-девочка подметает пол и напевает: «Хоть поверьте, хоть проверьте, но вчера приснилось мне, будто принц за мной примчался на серебряном коне».
Воспитатель: Здравствуй, девочка, ты кто?
Девочка: Я Золушка.
Воспитатель: Вот ты нам и нужна. Мы узнали от твоего отца, что ты хочешь поехать на бал во дворец, но у тебя очень много работы, вот наши ребята и решили тебе помочь. Они друзей в беде никогда не оставляют. Они даже знают много пословиц о дружбе.
Дети называют пословицы: «Один за всех и все за одного», «Один в поле не воин», «Доброе братство, дороже богатства» Дружба - великая сила. Без беды друга не узнаешь. Дружба любит дело. Для дорогого друга - ворота настежь. Дерево держится корнями, а человек друзьями. Не бросай друга в несчастье. Нет друга - ищи, нашёл - береги. Без друга в жизни туго. Дружба заботой да подмогой крепка. Назвался другом - помогай в беде. Человек без друзей, что сокол без крыльев. и др.
Воспитатель: А теперь, Золушка, наши ребята с тобой познакомятся. Но знакомиться они будут по-особому. Вы, ребята, называете свое имя по слогам и говорите, сколько слогов в вашем имени (Са – ша) при помощи ладошек.
Каждый ребенок выполняет задание
Воспитатель: А сейчас нам надо торопиться, выполнить всю работу. Садитесь за столы. (Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку). К работе готовы?
Воспитатель: Настало время заглянуть в корзинку. (Достаю 1-е задание – карточки с изображением цветов «Мак», «Сирень», «Роза»)
«Ой, картинка мне попалась
Посмотрим на неё сейчас,
Вот теперь я поняла всё
Здесь задания для вас»
Воспитатель: Злая мачеха приказала Золушке посеять звуковой цветник. На столах у вас картинки с цветами, звуки которых надо поместить на грядки.
- Назовите все цветы. Вы должны догадаться, на какие грядки будете сеять звуки.
а) Мак – сколько звуков в слове? (3). На какую грядку посадим эти звуки? (№1).
- Какой первый звук, и какой фишкой обозначите, почему? (Твердый согласный обозначаем синей фишкой).
- Какой второй звук? (а) Какой фишкой обозначите? (красной) Почему? (гласный звук).
- И третий звук (к… (Уберите фишки).
б) Найдите грядку для розы. Дети выполняют задание самостоятельно (№2).
в) И последняя грядка для сирени. (№3).
Воспитатель: Ребята, наши цветы не вырастут, если их названия не разделить на слоги и не укрепить ударением. Под каждым изображением цветов запишите слоговые схемы слов: Мак, Си-рень, Ро-за.
Воспитатель:
Цветник посеяли мы дружно
Спасибо всем сказать вам нужно.
Но злая мачеха хитра
Не любит Золушку она,
Дала корзинку ей большую
Пойти велела в огород
Собрать там овощей – для щей.
Помочь вы Золушке готовы? Скажите дружно ещё раз. (Да). Тогда приступим все сейчас.
Игра «Помоги Золушке собрать овощи со звуком «К».
(У каждого на листе изображение корзинки и овощей (лук, капуста, морковь, помидор и др.).
Воспитатель: Положите в корзинку только те овощи, в названии которых есть звук «К» (соединить стрелкой). Возьмите карандаши и проведите стрелку к корзине.
- Какие овощи положили?
- Какие нет? Почему?
Физкультминутка. Устали, нам надо спешить, время не ждет. Принц на балу нашу Золушку ждет.
Дети встают и произносят слова:
Возьмем веники мы дружно
Золушке помочь нам нужно.
Подметем и тут и там
Не забудем про чулан.
Мы подтянемся немножко,
Вытрем пыль всю у окошка,
Птиц накормим мы с ладошки
И дадим им хлебной крошки,
Поможем мы в беде всегда,
Друзей не бросим никогда.
Воспитатель: Чистоту вы навели, птиц накормили, овощи в огороде собрали, теперь надо щи сварить. Для этого надо печь растопить. Но где же взять дрова (ответы детей). Сейчас в волшебную корзину загляну, здесь звуковики, они спешат на помощь. Назовите их. (Д, А, Р, О, В). Давайте составим слово. (Дети выстраивают звуковиков слева направо «Д,Р,О,В,А»). Молодцы, правильно составили слово.
- Растопили печь мы дружно,
А теперь спешить нам нужно.
«Звуковая зарядка».
Воспитатель: Загляну опять в корзину, что же вижу я друзья? Кто такие? (Тим и Том). Тим и Том обиделись, потому что вы забыли сделать их любимую звуковую зарядку. Давайте исправимся.
Том говорит: «Но», а Тим: «Нё». (Аналогично «Ну – ню», «На – ня», Ны - ни», Нэ - не).
Воспитатель: Загляну опять в корзину, ой, иголочку я вижу. Чья иголка?
Золушка : Моя.
Воспитатель: Будем шить сейчас друзья. Случилась беда, разорвалось предложение на отдельные слова, и только вы должны сшить слова по порядку в предложение. Если предложение не составим, то карета не поедет и не отвезет Золушку на бал.
Дети читают слова: Карета, бал, поедет, на. Составляют на доске предложение: «Карета поедет на бал».
- Молодцы! Сколько слов в предложении? Назовите первое слово (второе, третье? Что ставим в конце предложения? (точку). Возьмите фломастеры и запишите схему этого предложения.
Упражнение «Горошина». (Работа парами).
Воспитатель: А теперь внимание – следующее задание. У вас на столе тарелочки. Что в тарелочках? (фасоль, горох). Фасоль положите в ту тарелку, где картинка «ФАСОЛЬ», а горох - в ту, где картинка «ГОРОХ».
Дети работают парами.
Воспитатель: Возьмите по одной горошине (игровой самомассаж).
а) положите на ладошку, покатайте вот так;
б) катать горошину между пальцами.
Слова:
Ты катись горошинка по ладошке
Разомни нам пальчики немножко,
Ты катись горошина по столу,
Развлекай горошина детвору.
Ребус.
Воспитатель:
Что осталось здесь еще?
В сказочной корзинке,
Достаю я вам ребята
Волшебные картинки.
Ребус – табличка.
Воспитатель: Назовите, что изображено в каждом окошке? (барабан, арбуз, лук) Отгадайте, какое слово получится, если взять первые звуки от каждого слова.
- Молодцы! Золушка обязательно попадет на бал.
Воспитатель: Ребята, осталось чуть-чуть, потерпите, ведь «Терпенье и труд всё перетрут».
Достаю из корзины записку и читаю:
«Прямо пойдешь – несчастье найдешь,
Налево пойдешь – в беду попадешь
А (направо) пойдешь сундучок найдешь!»
Дети находят сундук, там платье для Золушки.
Воспитатель: Корзина наша опустела
- Ну что ж, со всеми заданиями вы справились.
- Понравилось вам помогать Золушке?
- Чем занимались сегодня на занятии?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание показалось трудным?
- Кто сегодня занимался хорошо?
- А кто думает, что он сам сегодня очень старался?
- Почему быстро справились? Что нам помогло? (дружба)
Давайте погладим себя по голове и скажем: «Я сегодня МОЛОДЕЦ!». Вы мне тоже сегодня на занятии очень понравились. А Золушка за то, что вы ей помогли, дарит вам корзиночки с цветами, а также она их дарит нашим гостям. На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания!
Список литературы:
1. Эльконин Д. Б. Букварь: Пробный учебник для четырехлетней начальной школы. - М. :Просвещение, 1992.
2. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя. - М. : Просвещение, 1993г.