Вера Кондрацова
Упражнения и задания, способствующие улучшению зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
на тему: «Упражнения и задания, способствующие улучшению зрения»
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире. Но в настоящее время наблюдается увеличение количества людей, страдающих нарушениями зрения. К большому сожалению, всё чаще аномалии зрения встречаются у детей.
Публикация «Упражнения и задания, способствующие улучшению зрения» размещена в разделах
Также известно, что дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. Характерная особенность таких детей – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, затруднены дифференцированные движения рук и пальцев, сдерживается формирование зрительно-двигательных взаимосвязей. Дети с нарушением зрения быстро утомляются, и как следствие этого, снижается познавательная активность, хуже усваивается материал на занятиях, интерес к занятиям падает, ухудшается самочувствие.
Зрительную гимнастику мы рассматриваем не только как лечебно-восстановительный метод воздействия, но и как коррекционно-развивающий. Многофункциональность этого метода заключается в том, что специальные упражнения для глаз сопровождаются словесными текстами. Содержание их разнообразно и соответствует теме того занятия, на котором используется тот или иной комплекс гимнастики.
Одной из важных функций гимнастики для глаз является стимулирующая функция. В процессе выполнения комплексов упражнений снимается утомление с глаз, расслабляется зрительная система, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.
Мы используем в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.
Суть их заключаются в том, что дети прослеживают глазами цветные линии, ведущие к определённому сказочному герою.
КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Нахождение игрушек в пространстве группы; фиксация взора на объекте.
Воспитатель предлагает детям найти глазками яркую игрушку (машинку, куклу, мяч, мишку и др.). Рассмотреть игрушку в течение 5-7 секунд (сосредоточить на ней взор).
«Посмотрите, какой у нас красивый мяч. Большой, круглый, синий. А где наш мишка? Найдите мишку глазками. Какой он большой, пушистый».
Улучшение процесса аккомодации.
Упражнение «Метка на стекле» (в качестве метки может выступать некрупный силуэт игрушки).
Посмотреть на метку на стекле с расстояния 30-35 см. (не снимая очков) в течение 4-6 секунд. Затем перевести взор на объект за стеклом (дерево, дом, машина и т. д.) на 4-6 секунды. После чего поочерёдно переводить взгляд то на метку, то на объект. Повторять около 30- 40 секунд.
Медленное моргание в течение 10 секунд.
«Бабочки полетели, крылышками помахали». Дети выполняют взмахи ресницами.
Совершенствовать зрительное слежение по вертикали и горизонтали; фиксацию взора.
Поднять голову вверх - посмотреть на потолок; опустить вниз – посмотреть на пол. Повернуть голову налево, направо. Движения головой сопровождать движениями глаз.
В качестве ориентиров использовать яркие игрушки.
«Погреем глазки».
Предложить детям потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими глазки (глаза под ладонями закрыты). (Глаза прикрыты на протяжении 5-10 секунд).
КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение циркуляции крови в органе зрения
Упражнения выполняются на рабочем месте в положении «сидя», откинувшись на спинку стула.
1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 20-30 сек.
2. Повороты глаз. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 3-4 раза.
3. Вращение глаз. Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать движения против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза (длительность 15 сек.).
4.«Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.
Комплекс упражнений на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение процесса аккомодации
(Упражнения выполняются с шариком или с колпачком на пальце)
1. И. П. : стать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-5 сосредоточить взгляд на шарике, на 6- шарик опустить вниз. Повторить 4-5 раз.
2. И. П. : стать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-2 приблизить шарик к носу. Глазами прослеживать движения шарика, повторить 6-7 раз.
3. И. П. : то же. На счёт 1-2 отводить шарик вправо, влево, взором прослеживать движения шарика. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
4. Массировать веки глаз. Глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно. Всего 10 раз в среднем темпе.
Все упражнения выполняются медленно и без резких движений. Заметьте, что перед каждым следующим упражнением нужно немножко поморгать (это отлично расслабляет мышцы глаз).
Задания способствующие развитию глазодвигательных функций.
-Обводка картинок через кальку
-Нанизывание бус
-Игры лабиринты
-Составление разрезных картинок
-Опознавание картинок по какой - либо части
-Опознание изображений перевернутых или зашумленных (заштрихованных различными линиями).
Большую роль в развитии детей с нарушением зрения играют руки. Они помогают лучше говорить и лучше видеть. На развитие мелкой моторики рук ребенка влияют такие задания :
-катать шарики из пластилина
-рвать газету по вертикали и горизонтали
-перебирать шарики (четки) правой и левой руками
-застегивание перебирание крупных и мелких пуговиц
-завязывание и развязывание лент и шнурков
-пристегивание рыбки, цветы, заяц, чебурашка (цветы из ткани пристегиваются на полянку из ткани)
-складывание пирамидок, полых вкладышей на скорость
-шнуровка мелкая и крупная
-«Теремок»- собирание стен домика из брусков
-составление картинки, пристегивая детали или составлять целое из частей
(собери ромашку из частей)
-выложи по контуру (семена, крупа)
-нанизывание бус
-вышивание по контуру на картоне
-плетение косичек
-наматывание ниток, тесьмы, шнура на катушку
-плетение ковриков из ткани, бумажных полосок
-выкладывание геометрических фигур из спичек, счетных палочек, мозайки
-для тренировки мускулатуры кисти рук дать набор пористых губок
Таким образом, все выше перечисленные упражнения способствуют повышению остроты зрения у детей.
Список использованной литературы.
1. Уильяма Бейтса Упражнения на развитие аккомадативной способности глаз, способствующих снятию утомляемости. С. 19 – 24
2. Агарвал Р. С. Упражнения для улучшения зрения ребенка дошкольного возраста. С. 28 – 32
3. Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. /Ростов – на – Дону Феникс 2008г. С72 - 75