Светлана Кубарева
«Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.
Задачи: познакомится с -
• истоками, условиями бытования;
• технологией изготовления и художественно-образным своеобразием традиционной народной куклы-оберега.
План мастер - класса:
1. Вступление - Знакомство с историей тряпичной куклы.
2. Технологическая часть.
3. Практическая часть. Выполнение творческого процесса в материале.
Публикация «„Тряпичные куклы, Традиционная народная кукла-оберег“,» размещена в разделах
4. Просмотр и подведение итогов.
1. Знакомство с историей тряпичной куклы.
Тряпичные крестьянские куклы, так же как и глиняные игрушки, произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Сама ткань – результат одного из самых значимых женских занятий – считалась священной, обладающей защитными функциями. Устойчивые признаки тряпичных кукол у разных народов передавались из поколения в поколение в течение длительного времени: простая конструкция, созданная без употребления иглы, безликость, ярко выраженные женские признаки (наличие груди, длинной косы) или женские детали костюма. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил. Кукол стали наделять рисованным или вышитым лицом только к концу XIX века, под влиянием городской игрушки, важной деталью куклы была грудь – напоминание о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукол наряжали в национальный костюм, это был знак принадлежности к культу предков, поклонение. Кукла становилась оберегом. Ее клали в колыбель девочке, мальчику – лук со стрелой. В России мастера создавали куклы для своей семьи, а потом для продажи. Игрушек у крестьянских детей было мало, выполняли их из того, что было под рукой.
Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами девочки учились прясть, шить, вышивать. С 5-ти лет они сами их изготавливали. С куклами играли до 8-ми лет все, как девочки, так и мальчики. Кукол берегли, передавали по наследству. Молодухе после свадьбы разрешалось играть в куклы. Играя с куклами, изображали все деревенские праздники, особенно свадьбу.
Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Много кукол, которые выполняли функцию оберегов. Куклу или ребенка давали невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Невесте давали коробку, в которой было много маленьких коробок, а на самом дне лежала кукла. Красота русской девушки материализовалась в кукле : белолица, с пышной грудью, красиво одета.
Куклу-неразлучницу дарили молодоженам. Она выполнялась из красной ткани и желтых ниток. “Коляда” – символ солнца и добрых отношений в семье.
Россия – огромная, многонациональная страна. Около 150 народов живут на ее необъятных просторах. Сложные повороты истории соединили и сплотили на огромной территории в единую общность огромное население, которое зачастую называют одним собирательным именем – русские. С давних времен за границами России повелось считать русскими всех, кто принял православие и подчинился власти московских князей. По праву в ряд традиционных русских кукол ставят вепсскую куклу, сохранившую имя создавшего ее народа. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северно-русскими.
Вепсская кукла – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же выдергивают нитки для путанки и связывания деталей куклы. В семье для своих детей куклы выполняли из старых вещей. Это был ритуал кровной близости. Считалось, что ношенная ткань хранила родовую силу и воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подол рубахи и фартуков. Лоскут всегда рвали руками. Кукла берет на себя сглаз и порчу, нездоровье, печаль, неудачу, избавляя своего хозяина от невзгод жизни. Поэтому в конце года ее сжигали вместе со своей негативной информацией, которую она взяла на себя.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, показывая родственную любовь и заботу.
2. Технологическая часть:
• Демонстрация изделия. (мини-выставка изделия).
• Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления куклы-оберега : подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого ручного инструмента, техника безопасности при работе с ним.
• Пошаговая демонстрация технологических приемов изготовления куклы.
3. Выполнение творческого процесса в материале.
Вепсская кукла оберегала ребенка от порчи и сглаза. Ее вешали у изголовья колыбели.
Теперь приступим к выполнению традиционной народной куклы-оберега.
Для этого нам нужно взять 5 прямоугольных лоскутов, ножницы, нитки, вату.
Показывается процесс выполнения куклы.
Тряпичная народная кукла «Домашняя масленица»
Масленица-это древний языческий праздник до крещения Руси. Отмечался он 7 дней до весеннего равноденствия и 7 дней после. Посвящалась Масленицапоклонению солнцу и в честь солнца. дающего жизнь всему живому, пекли блины. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица, которую стали праздновать в последнюю неделю перед Великим постом, так и осталась любимым праздником. Ее продолжают встречать и провожать с песнями, гуляньями и конечно же блинами. Чучело Масленицы делают из соломы или лыка,и сжигают, сожжение Масленицыбыло отголоском языческой веры:чучело зимы надо уничтожить ради воскрешения ее силы весной в злаках. Но я хотела бы рассказать о Домашней Масленице, которая должна находиться дома до следующего года, она считается сильным оберегом жилища и выполняет заветы хозяев дома. Хранится кукла в красном углу дома или у входной двери. Оберег делается на год, а на следующем празднике его пускают по воде или сжигают. Выражение "первый блин комом" мы принимаем,как скомканный, не получившийся блин. А раньше это означало совсем другое. Комами на Руси называли медведей, которых люди уважали, боялись и задабривали, так как они были покровителями рода. С наступлением весны, пекли блины и несли их в лес, развешивали на кусты и деревья, чтобы задобрить проснувшегося мишку. Отсюда и пошло выражение "Первый блин -Комам". Полностью эта присказка звучит так: "Первый блин Комам, второй -знакомым, третий блин-родне, а четвертый-мне!". Для воспитателей я провела мастер-класс по изготовлению куклы Домашняя масленица, для дальнейшего использования полученных знаний в своей работе с детьми и родителями.
Кукла Домашняя Масленица
Домашняя Масленица или «дочка Масленицы», как ее часто называют, на чучело совсем не похожа. Эту маленькую куколку, около 20 см роста, украшают яркими тканями и цветными лентами, заплетают ей косу и устраивают в доме на видном месте. Задача у нее простая - радовать домочадцев и сохранять мир в семье. Проживет такой оберег ровно год, до следующего праздника. Если же в семье есть дети, кукол изготавливают несколько – для каждого ребенка, и еще одну побольше для дома.