Анжелика Кирокосьянц
Конспект занятия «Традиции чаепития у разных народов» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Дать детям элементарные представления о странах, где выращивают чай, где этот напиток считается лучшим;
воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей, их культуре;
закрепить знания о родной стране, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, гордость за ее традиции;
раскрыть смысловое содержание понятия “традиция”,
провести беседу о семейных традициях;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Чай. Традиции чаепития разных народов
- Темочки
продолжать учить детей составлять короткие рассказы из личного опыта, образовывать новые существительные, активизировать в речи детей употребление разных прилагательных.
Предварительная работа:
• Беседа” Знакомство с жизнью народов Севера”.
• Игра- путешествие с презентацией “Путешествие по России”
• Дидактическая игра “Кто где живет?”
• Рисование по замыслу “Жизнь на Севере”
• Беседа- игра “Как люди разных стран приветствуют друг друга”
• Лепка (барельефы) “Дружат дети всей Земли”
• Викторина “Широки просторы Родины моей”
• День здоровья “Дружат сказки всей Земли”
• Пословицы и поговорки о гостеприимстве
• Подвижные игры разных народов : игры Севера “Олени и пастухи”, “Гонки на собачьих упряжках”; игры Юга “Сбор тюльпанов”, “Займи место”; североосетинские игры “Перетягивание”; игры Франции “Лягушка -квакушка”, русские игры “Гуси- лебеди”; немецкие игры “Кто больше соберет самоцветов”.
• Чтение сказок народов России : татарская “Три совета”,русская “Девочка семилетка”
• Сюжетно- ролевая игра “У нас в гостях” ( правила поведения в гостях: хозяина и гостя)
• Работа с родителями:
• 1. Традиции в Вашей семье.
2. Беседа- задание ”Традиции встречи гостей в Японии, Узбекистане, Китае, России”
3. Изготовление костюмов и атрибутов стран Японии, Узбекистане, Китае, России.
Материалы и оборудование:
Глобус; предметы посуды Японии, Узбекистане, Китае, России; угощение для чаепития (сушки, баранки); экспозиция русской избы, лавка, стол, русская печь, самовар, рушник); различные сорта чая; костюмы для детей- японский, узбекский, китайский, русский; репродукции чаепития картин художника Б. Кустодиева; показ презентации ”Традиции чаепития у разных народов”; самолет, построенный из крупного мягкого строителя.
Ход:
Воспитатель: Ребята, перед вами глобус. Кто знает, что такое глобус (Ответы детей) Да, это макет земного шара, где можно увидеть все страны. Какие страны вы знаете? (Ответы детей). А в какой стране мы с вами живем? Кто из вас может показать, где расположена наша страна- Россия (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, на нашей планете много разных стран. В каждой из них люди разговаривают на своем языке. На каком языке разговариваем мы с вами? (Ответы детей). Какие языки вы еще знаете? (Ответы детей)
-Давайте с вами поиграем. Я начну, а вы продолжите:
В Италии разговаривают на итальянском языке,
В Испании….
В Японии…
В Германии…
В Англии….
В Турции….
В Узбекистане….
Воспитатель: Сколько народов, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. Многие люди знают несколько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово “традиция”? (Ответы детей). Правильно. Традиция – слово нерусское, в переводе с латинского означает- “передача”, т. е традиция- это то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные.
- Какие традиции приняты в вашей семье? (Ответы детей).
-Сегодня мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.
Показ презентации «Традиции чаепития у разных народов».
- Ребята, хотите отправится в путешествие по другим странам? (Ответы детей).
- Тогда занимайте свои места в самолете! (дети садятся в импровизированный самолет. Под гул самолета изображают полет: смотрят в иллюминаторы, любуются пейзажами, облаками).
Воспитатель: подлетаем к Узбекистану (встречают 2 ребенка в узбекских костюмах, жестами приглашают на ковер с подушками, где стоят пиалы чаем)
Узбекский танец
Воспитатель: Ребята вам понравилось в Узбекистане? Спасибо за гостеприимство! (дети исполняют песню «Солнечный круг») Досвидания.
-А нам пора лететь дальше (дети садятся в самолет).
Воспитатель: Следующая остановка Япония! (Встреча детей в японских шелковых кимоно с веером в руках. Хозяева раздают каждому гостю по вееру, приглашают в специальную комнату (чайный домик).
Дети- японцы: Онами, конами яма сикатуя. («Сделал дело- гуляй смело»)
Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей : после работы, можно и отдохнуть).Наши новые друзья хотят отдохнуть и предлагают поиграть.
Игра «Если весело живется делай так…»
(под музыку)
Если весело живется делай так (на слова- идем в круг, после слов- остановка и два хлопка в ладоши).
Если весело живется делай так (идем из круга, снова 2 хлопка в ладоши)
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся (одновременно со словами приседаем, чуть пружиня в коленях, с небольшим разворотом то вправо, то влево).
Если весело живется делай так (одновременно со словами кружимся на шагах вокруг себя и делаем 2 хлопка в ладоши)
Воспитатель: Давайте ребята поблагодарим хозяев по-японски: Аригато (спасибо).
Воспитатель: наше путешествие продолжается. Отправляемся в Китай. (дети занимают свои места).
Встреча с детьми в китайских одеждах.
Рассказ воспитателя о зарождении обычая пить чай:
Чай- это китайское слово. Существует такая легенда. Однажды, пять тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее, так зародился обычай пить чай. Чай - это кустарник (показ фотографии).
-Какую часть растения используют для приготовления чая? (Ответы детей)
Воспитатель. С древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным напитком. Это бодрящий напиток. Его любят пить путешественники, моряки и охотники. Восточная мудрость гласит: ”Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен яду змеи. ”. Если мы завариваем часть с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей). Если с листьями жасмина? С веточками малины? С листьями клубники? С веточками вишни? Если в чай добавляем кусочки фруктов, то чай будет какой? (Ответы детей). Если в чай добавим кусочки яблока,то чай какой? Если добавим цедру лимона?. кусочки персика?
Игра «Определи на вкус»
( Дегустация и определения чая на вкус: с малиной, с яблоком, с лимоном и т. д)
Дети прощаются с гостеприимными хозяевами.
Воспитатель: пора нам домой в Россию. (полет на самолете).
По прилету, детей встречают в национальны костюмах. С хлебом, с солью. Приглашают в избу угощают.
р. н. игра «Удочка»
(Удочка - это скакалка. Один ее конец в руке «рыбака»- водящего. Все играющие встают вокруг рыбака не дальше, чем на длину скакалки. «Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих. «Рыбки должны уберечься от «удочки», перепрыгнуть через нее. Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», т. е. дотронуться «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка».)
Воспитатель: ребята понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами побывали? Что нового узнали? В какой стране больше всего понравилось? (ответы детей). А я думаю везде хорошо, а дома лучше! Давайте в следующий раз отправимся в другие страны и узнаем о их традициях!