Елена Окунева
Проект «Столовая для зимующих птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Столовая для зимующих птиц».
Актуальность:
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Цели:
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц.
- Изготовление кормушек для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц.
Задачи:
- Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : изготовление кормушек и подкормка птиц зимой.
- Развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.
- Привлечение родителей к их совместной деятельности с детьми.
- Научить детей правильно подкармливать зимующих птиц.
- Вывешивание кормушек на деревья у прогулочной площадки группы «Скворушка».
Проблема: Зимующим птицам негде и нечем питаться.
Тип проекта : Информационно-творческий.
Вид проекта : Групповой.
Продолжительность: Краткосрочный (три недели).
Участники: Воспитатель группы, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
- Формирование у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек).
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта :
1 этап: подготовительный.
1. Подобрать познавательную и художественную литературу по данной теме.
2. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (иллюстрации, игровые задания, аудиозаписи с голосами птиц, памятки «Как подкармливать зимой птиц»).
3. Составить конспекты для проведения занятий по данной теме.
4. Привлечь родителей к участию данного проекта : консультирование родителей на тему «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», для чего нужна совместная деятельность родителей и детей в изготовлении кормушки для птиц.
2 этап: основной.
1. Беседа «Мир птиц» - продолжать углублять знания детей о птицах : внешнем виде, среде обитания, повадках, их пользе (Приложение 1).
2. Беседа «Зимующие птицы» - воспитание любви к птицам, желания помочь им (Приложение 2).
3. Рассматривание картинок птиц (Приложение 3).
4. Составление диалогов (Приложение 3).
5. Прослушивание аудиозаписи с голосами разных птиц.
6. Чтение рассказов, стихов о птицах.
7. Разгадывание загадок о птицах (Приложение 4).
8. Различные задания:
А) соединить воробьёв линией от самого маленького к самому большому (Приложение 5);
Б) обвести по точкам (Приложение 5);
В) пальчиковые гимнастики (Приложение 5);
Г) прохождение лабиринта (Приложение 6);
Д) обводилки (Приложение 6);
Е) развивать внимание и счётные умения, учить действовать целенаправленно (Приложение 6);
Ж) изучение новой лексики: существительные, глаголы, прилагательные на тему «Птицы» (Приложение 6);
З) учить образовывать формы родительного падежа существительных, согласовывать количественные числительные с существительными (Приложение 7);
И) Д/ и: «Верю – не верю», «Четвёртый лишний» (Приложение 7).
И) Игры: «Отгадай слово», «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово», «Кто самый внимательный», «Подскажи словечко», «Подбери слова», «У кормушки» (Приложение 8).
9. Изучение памятки «Как подкармливать зимой птиц» (Приложение 9).
10. Знакомство с правилами поведения возле кормушек (Приложение 9).
11. Наблюдение за птицами, которые прилетали на участок детского сада.
12. Изготовление кормушек совместно с детьми в домашних условиях.
3 этап: заключительный.
1. Выставка в группе изготовленных кормушек.
2. Организация фотовыставки кормушек (коллажа) в раздевалке группы в информационном уголке для родителей.
3. Вывешивание кормушек для птиц у участка группы детского сада.
Приложение 1
Конспект «Мир птиц»
Цели: продолжать углублять знания детей о птицах : внешнем виде, среде обитания, повадках, их пользе, отметить, как улетают на юг птицы, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»
Оборудование и материалы: картинки с изображением птиц, распечатка загадок про птиц, игра «Четвертый лишний», карточки «Сравни сову и синицу» и «Кто чем питается?».
Ход занятия: Встаньте дети, встаньте в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Чтобы у нас с вами было хорошее настроение.
Повернемся поздороваемся. (Дети здороваются)
Теперь тихонько присядем.
Отгадайте загадки. (Распечатка).
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах. Птиц на земле великое множество. Есть птицы большие, а есть очень маленькие. Одни летают высоко за облаками, другие не очень высоко. А есть такие, которые не летают вовсе. Одни птицы живут в городе, другие в лесу, третьи в степи, четвертые на берегу моря. Они разные по величине, по окраске, по поведению. Чем они похожи? ( Ответы: у всех птиц есть клюв, две лапы, два крыла, тело покрыто перьями, птенцы вылупляются из яиц).
Какую пользу приносят птицы человеку? ( Ответы: уничтожают вредных насекомых, радуют нас своим пением).
Как надо относиться к птицам? ( Ответы: бережно, помогать им, не разрушать гнезда).
Закроем глаза, представим озеро. Обратите внимание, как много птиц прилетело на озеро… Откроем глаза.
• Как вы думаете, зачем они здесь собрались? (чтобы лететь в теплые края)
• В какое время года это происходит? (осенью)
• Все ли птицы улетают в теплые края? (нет)
• Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми? (ласточки, дрозды, скворцы, кукушка, жаворонки)
• Раньше всех нас покидают птицы, которые питаются кем? (насекомыми)
• Если птицы едят насекомых, как их можно назвать одним словом? (насекомоядные)
В этом слове спрятались два слова насекомые и ест. Эти птицы едят жуков, бабочек, ос, стрекоз и т. д. И как только становится холодно, насекомые исчезают, а эти птицы улетают.
Когда замерзают водоемы (реки, озера) к югу направляются – гуси, утки, лебеди.
• Как вы думаете, с чем это связано? (птицам негде плавать, добывать себе корм)
Правильно, и таких птиц называют как? (водоплавающие)
• Какие два слова прячутся в слове водоплавающие? (плавать в воде)
• Те птицы, которые улетают от нас, как мы их называем? (перелетные)
• Какие птицы остаются с нами? (зимующие)
Пальчиковая гимнастика
Пойка, подпевай-ка – хлопки в ладоши
Десять птичек – стайка – растопыривают пальцы на обеих руках.
Эта птичка – соловей – загибаем по одному пальцу, начиная с большого.
Эта птичка – воробей
Эта птичка – соловушка
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка – загибаем на левой руке также
Серенькое перышко
Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – орлан – поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей.
Птички, птички – по домам! Машем, как крылышками, соединяем над головой, как крыша.
- Ребята, а вы знаете, как летят птицы в дальние края? (стаями)
Но еще они могут лететь углом или клином: это в основном крупные птицы : гуси, журавли, лебеди.
Стаей улетают мелкие птицы : дрозды, скворцы и т. д.
Шеренгой, прямым фронтом летят цапли, утки.
Сейчас мы поиграем в игру «У кого какое тело?»
Это скворец. У него короткий хвост. Значит он какой? (короткохвостый)
Это лебедь. У него длинная шея. Значит он какой? (длинношеий)
Это утка. У нее плоский клюв. Значит она какая? (плоскоклювая)
Это гусь. У него на лапах перепонки. Значит какие у него лапы? (перепончатые)
Это ласточка. У нее длинный хвост. Значит она какая? (длиннохвостая)
Это грач. У него черное крыло. Значит он какой? (чернокрылый)
Это цапля. У нее острый клюв. Значит она какая? (остроклювая)
Это аист. У него длинные ноги. Значит он какой? (длинноногий)
Молодцы, все правильно ответили!
Работа по карточке «Кто чем питается?»
Физкультминутка. Птички прыгают, летают – махи руками, прыжки на месте.
Крошки птички собирают – наклоны вперед.
Перышки почистили – правая рука вверх
Клювики почистили – левая рука вверх
Птички летают, поют – махи руками.
Зернышки клюют – наклоны вперед
Дальше полетели – покружились
И на место сели.
Работа по карточке «Сравни сову и синицу».
Ребята, скажите, о ком мы сегодня говорили? Что вы нового для себя отметили? (Ответы). Молодцы!
Приложение 2
Беседа «Зимующие птицы»
Цели: ознакомление детей с зимующими птицами; развивать наблюдательность, память, логическое мышление; воспитывать любовь к птицам, желание помочь им.
Материалы: предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу. (Звучит аудиозапись пения птиц.)
- Скажите, чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц.)
- А каких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные.)
- Назовите птиц, которые остались с нами зимовать? (синица, воробей, сорока.)
- Чем питаются зимующие птицы? (ягоды, крошки, семечки.)
- Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. (Ответы детей).
- Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним, из каких частей состоит птица? (Ответы детей).
- Молодцы, дети! Поиграем с вами в игру «Назови ласково» (голова – головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей – воробышек.)
Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони) :
Я по дереву стучу,
Хоть он скрылся под корой, –
Червячка добыть хочу,
Все равно он будет мой.
- Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее. (Появляется иллюстрация дятла).
Вот затихли удары и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но ненадолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.
Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.
Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.
- А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.
- Дети, а как можно помочь зимой птичкам? (Можно поставить кормушки.) Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.
Пальчиковая игра
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
- Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много. (Проводится игра «Один – много».(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби).)
- А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.
– Кто это?
– Строение.
– Чем питается?
– Как передвигается?
– Как голос подает?
– Кто и как заботится о птицах зимой?
Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Какое полезное дело для леса делают дятлы?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Что нового, интересного вы сегодня узнали?
Приложение 4
Загадки о птицах.
Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.
1) Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.)
2) Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)
3) Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее -… (Ворона.)
4) Кто так громко всех стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)
5) Мы построили вдвоем,
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … (Скворец.)
6) Всех прелестных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица… (Грач.)
7) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (Цапля.)
8) В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку…ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать? (Кукушка.)
9) Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)
10) Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят и чтут. (Голубь)
Дидактическая игра «Верю – не верю»
Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.
· Клесты выводят птенцов зимой.
· У синицы желтая грудка.
· У воробья большой сильный клюв. (Не верим) А у кого такой клюв?
· У сороки длинный черный хвост.
· У свиристеля на голове хохолок.
· Снегирь любит сало. (Не верим) Какая птица любит сало?
· Ворона питается остатками пищи.
· Клесты любят семена шишек.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
1 Вариант: Воробей, синица, лебедь, голубь.
2 Вариант: Ворона, цапля, снегирь, голубь.
Приложение 9
Памятка “Как подкармливать птиц”.
1. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
2. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
3. Кормушки нужно держать в чистоте.
4. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
5. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало.
6. Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.
7. Нельзя давать чёрный хлеб!
Правила поведения возле кормушек.
1. Громко не кричать.
2. Не сорить в кормушки и около них.
3. Не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,
жестяные банки и коробочки.
Фото сделанных кормушек детьми совместно с их родителями