Мария Новикова
Стимулирование творческих способностей дошкольников через использование природного материала
▼ Скачать +Заказ
Актуальность: дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры: правильное отношение ребенка к окружающей природе, к себе и людям как к части природы.
Тесное общение с природой, с народно-прикладным искусством способствует формированию ребенка к личности, к развитию родной речи и развитию творческих способностей.
Публикация «Стимулирование творческих способностей дошкольников через использование природного материала» размещена в разделах
- Поделки из природного материала
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Актуальность исследования состоит в том, что изобразительно-продуктивная деятельность с использованием природного материала является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляется разные стороны развития ребенка.
Цель: формирование экологической культуры, правильного отношения к природе и творческих способностей у детей.
Задачи: 1. изучить творческие способности детей в ходе использования природного материала;
2. создавать условия для развития у детей творческих способностей;
3. с учетом индивидуальных особенностей детей повышать требования к творческим умениям и навыкам;
4. вызывать интерес коллективным работам сюжетного и декоративного характера;
5. воспитывать к самостоятельности, развитие умения активно и творчески применять полученные навыки для расширения творческого потенциала.
Приоритетным направлением нашего детского сада «Кэнчээри» является художественно-эстетическое развитие детей, поэтому большинство занятий по дополнительному образованию детей имеет художественно-эстетическое направление. По дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста мною разработана программа «Умелые ручки», где воспитанники узнают о народно-прикладном искусстве своего народа, учатся к любви к родному краю используя экологически чистые материалы : солому, камыш. Занятия по дополнительному образованию проводятся во второй половине дня каждую неделю. Кружок охватывает 7-8 детей.
Программа рассчитана на 11 тематических занятий. Занятия начинаются с экскурсии на озеро и пашню, с заготовки, обработки материалов. В ходе занятий дети составляют рассказы, придумывают загадки, узнают много нового: о пользе природного материала, об истории использования камыша в быту в старину. Например: русский народ из сухих корневищ мололи муку и добавляли к ржаной муке при выпечке хлеба. Стебли камыша использовали для плетения ковров, легких хозяйственных сумок.
Якутская земля богата предметами декоративно-прикладного искусства, созданными на основе глубоких художественных традиций. Декоративное искусство является формой отражения окружающей действительности. Дети с удовольствием украшают силуэты предметов обихода орнаментами, элементы которых стилизированы по мотивам из окружающей жизни и природы. Изучая элементы якутского орнамента и быт своего народа дети впервые входят в мир символики, игры воображения. Дети в первую очередь должны знать искусство того народа, той республики, где они живут. Нельзя забывать, что патриотизм начинается с родного дома, с родной природы, с родного народа. Специальный подбор доступных элементов орнамента, разработка системы методов и приемов поэтапного обучения обеспечивает развитие художественных способностей, зрительную чувствительность. У детей повышается эстетическое восприятие, чувство ритма, симметрии, цвета, композиции.
Заготовку соломы и камыша лучше начинать в конце лета, когда они становятся золотистыми.
Соломенные ленты и камыш для аппликации можно приготовить двумя способами : 1. Горячий – положить приготавливаемый материал между двумя бумагами или газетами и утюжить горячим утюгом. Получатся узкие плотные ленты. Такие ленты используются для создания выпуклых рельефных аппликаций. 2. Холодный – нужно разрезать солом вдоль ствола, раскрыть в стороны и погладить кольцами сильно нажимая на них.
Окраска камыша, соломы: коричневый или темно-коричневый оттенок получается при длительном горячем способе. Серебристо-белый оттенок получается в результате отбеливания (перекисью водорода) соломы. При кипячении соломы в растворе питьевой соды можно получить желто-золотистый оттенок, в растворе марганцовки – розоватый.
Основа для композиции должна быть плотной (бархатная бумага, картон, фанера, ДВП).
Этапы выполнения работы:
1. Рисуем эскиз.
2. Готовим детали из бумаги. Наклеиваем соломенные ленты на бумагу клеем ПВА. Соломенные ленты должны быть больше, чем деталь и кладем под груз. После сушки под грузом лишнюю соломенную ленту вырезаем по краю бумажной детали.
3. Составляем картину: готовые детали клеим на основу и опять кладем под груз.
Работа с природными материалами сближает ребёнка с родной природой, воспитывает бережного, заботливого отношения и формирует трудовых навыков. Изготовление поделок из природного материала я считаю, что труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.
Отношения с детьми строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребёнка, учитывая индивидуальные особенности. Я рассматриваю работы из природного материала не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребёнка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия этими материалами способствуют выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может выразить свою индивидуальность.
Проведенная работа по развитию творческих способностей детей позволяет сделать некоторые выводы:
- системная комплексная работа является первым и непременным условием развития творческих способностей детей;
- залогом успешного развития творческих способностей детей их фантазии, воображения является так же создание условий для свободной самостоятельной деятельности для развития представлений о многообразии окружающего мира;
- аппликация из природного материала вызывает положительные эмоции, снимает отрицательные;
- расширяет знания о народно прикладном искусстве и быте родного народа.
Полученные знания и навыки могут пригодиться в дальнейшей жизни ребенка.