Ольга Аксенова
Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
В ходе реализации областной целевой программы "Создание семейных детских садов в Нижегородской области в 2011-2023 г. г. " в нашем рабочем поселке Бутурлино было организовано первое структурное подразделение МБДОУ детского сада "Березка", расположенное в индивидуальном жилом доме с предусмотренными помещениями для размещения Семейного детского сада. Целью открытия Семейного детского сада является обеспечение доступных качественных услуг дошкольного образования семьям, имеющим детей дошкольного возраста и решение жилищных проблем воспитателей дошкольных учреждений. Это самый настоящий индивидуальный дом, в котором находятся помещения со всеми удобствами для десяти малышей, а также для семьи воспитателя. В должности воспитателя здесь тружусь я - Аксенова Ольга Ивановна, помощником воспитателя работает Естифеева А. А.
Публикация «Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи» размещена в разделах
Для осуществления образовательной и оздоровительной деятельности детский сад оснащён современным оборудованием. В группе созданы условия для социально-личностного, познавательно-речевого и художественно - эстетического развития, много разных игрушек, пособий и дидактических игр для обеспечения развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Для сохранения и укрепления физического и психического детей, для развития физических качеств имеется спортивный комплекс с разнообразным физкультурным оборудованием.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей, и их взаимодействие одинаково важно для всестороннего развития личности ребёнка.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 2
Все мы знаем, что в соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Из всего выше указанного, следует что, педагогам необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
На мой взгляд, цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
В связи с этим возникает необходимость по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья - детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Слайд 3
В работе я всегда стараюсь придерживаться:
Основных принципов партнёрства ДОУ и семьи :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).
3. Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).
4. Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок, сами могли принимать участие в непосредственно образовательной деятельности).
5. Сотрудничество, а не наставничество. (Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).
Слайд 4
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
1. Наглядно-информационное
2. Информационно-аналитическое
3. Познавательное
4. Досуговое
Рассмотрим каждое направление по отдельности.
Слайд 5
Наглядно-информационное направление
Подразделяется на два типа:
1. информационно-ознакомительное — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей.
2. информационно - просветительское — оно направлено на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Сюда относятся : уголок для родителей, папки передвижки, сайты ДОУ и воспитателя.
Слайд 6
Информационно-аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению провожу:
- анкетирование;
- тестирование.
- личные беседы
Данные формы помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Я всегда забочусь о том, чтобы:
- все материалы для ознакомления были эстетически оформлены;
- содержание регулярно обновлено, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предполагаемого материала действительно интересно большинству родителей.
Слайд 7
Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Праздники вместе с муз. руководителем стараемся проводить не для родителей, а с привлечением родителей.
По данному направлению можно организовать:
• развлечения;
• празднование дней рождения;
Слайд 8
• праздники, которые можно закончить чаепитием.
Слайд 9
• наши родители активно принимают участие в различных выставках, как в районных, так и в выставках ДОУ.
Слайд 10
Познавательное направление - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- проведение общих и групповых собраний, консультаций и индивидуальных бесед и др. ;
- организацию выставок детских работ, поделок, изготовленных совместно с детьми
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов, театрализации.
- совместное создание предметно-развивающей среды;
О предметно-развивающей среде я хотела бы поговорить более подробно.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной и отвечать потребностям детского возраста. В группе младшего возраста в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому я каждый раз пополняю и обновляю игровую среду. И в этом мне очень помогают родители.
Слайд 11
На экране вы видите спортивный уголок, в котором многий инвентарь сделан руками родителей: «Массажные коврики» из пуговиц и каштановых орешков, различные «Змейки», которые помогают нам проводить оздоровительную гимнастику после сна. А «Кошечка» - мостик, применяется для физкультурных занятий.
Слайд 12
Одна из самых любимых игрушек - это «Бизиборд». Игра в «Бизиборд» развивает логику, мышление, воображение и улучшает мелкую моторику.
Сначала у нас появился один «Бизиборд», и детям играть с ним очень понравилось. Затем по инициативе родителей появился на уличной площадке второй – переносной, на основе стула.
Слайд 13
В группе много у нас игр, которые развивают речь, воображение, зрительное восприятие (цвет, форма, величина, количество).
Слайд 14
Лучшим способом развивать и закреплять сенсорные навыки ребенка – превращать любое занятие в игру. И пополнение игровой среды – это очень важно.
1. «Мишка» (умение расстегивать пуговицы)
2. «Прищепки» (умение работать с прищепками)
3. Фетровая книжка «Новогодняя»
Слайд 15
Активное участие родители приняли при пополнении уголка экспериментирования: сделали срезы дерева, принесли камушки и ракушки, различные крупы (Игра «Клад»). А игра «Угадай-ка» учит ребенка на ощупь отгадывать предметы.
Слайд 16
На экране представлены игры, которые направленные на развитие мелкой моторики: «Елка», «Жучки», «Рыбки». А развитие мелкой моторики, мы знаем, положительно влияет на развитие речи ребенка.
Слайд 17
Игры с развивающими и тактильными ковриками. Данные игры развивают пальцы рук, что непосредственно влияет на развитие двигательных центров речи, умственную активность, стимулируют и развивают интеллектуальную и творческую деятельность. У детей развивается воображение и фантазия.
Слайд 18
Для игровой деятельности у нас в группе есть «Уголок уединения» (ширма, который также оформлен с помощью родителей. Ширма у нас «сезонная».
Много игрушек сшиты и связаны нашими дорогими родителями.
Слайд 19
Конкурс поделок проходил в ДОУ ко «Дню космонавтики». Наши родители остались не безучастны и изготовили «Космические игры» : «Желобок», «Ракета».
Слайд 20
Особое внимание я хотела бы уделить «Семейному альбому», который не только помогает сблизиться с семьей воспитанника, узнать больше об особенностях жизни и традициях в семье, но я его применяю также для развития речи детей. Ребята очень охотно показывают и рассказывают о своих родных.
Слайд 21
Большой вклад родители внесли в благоустройство игровой площадки. В смотре конкурсе ДОУ в номинации «Развивающий участок» наша группа заняла 1 место.
1. «Игровая- мобиль» (для дыхательных упражнений)
2. «Гусеница» (координация движения)
3. «Кошечки»
4. «Игра с каштанами» (очень выручают, в любую погоду)
Слайд 22
Для игр на свежем воздухе родители изготовили: «Рули» (сюжетная игра,
«Башмачки» (шнуровка, «Бусы» (мелкая моторика, ну а на «Цветочной дорожке» веселее проходят игры и зарядка.
Слайд 23
Цветы у нас не только на дорожке, но и на территории всего участка. Родители приносят семена, рассаду. В этом году сделали «Альпийскую горку».
Слайд 24
В зимнее время мы тоже принимаем участие в смотре конкурсе ДОУ и пополняем наш участок снежными постройками, а также украшаем их.
Слайд 25
Всеми своими наработками и идеями я делюсь с коллегами на Педагогических советах.
Слайд 26
В заключение, хочется сказать, что встречи с родителями нас всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт самооценка, как педагога, так и родителей. Появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет воспитателя и детского сада растет.
Я считаю, что дошкольное воспитание необходимо сделать более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах.