галина рябчикова
Совместная театрально-игровая деятельность взрослых и детей — основа выразительной речи
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей : развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Время для этой деятельности отводится вне занятий. Театрализованные игры включают :
Публикация «Совместная театрально-игровая деятельность взрослых и детей — основа выразительной речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
- действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурками);
- непосредственные действия детей по ролям;
- литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, перемежаясь пояснениями от автора);
- изобразительную деятельность (носит характер пространственно-изобразительной, оформительной - дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей);
-музыкальную деятельность (исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсцинирование, приплясывание, напевание и т. д.).
Руководство театрально-игровой деятельностью требует от воспитателя умения строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых – формирование творческих способностей детей. Воспитатель помогает детям организовать деятельность – объединиться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературное произведение.
Уже в младшей группе нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, песенки, потешки, занимательные сценки, использую игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Кроме песенок и потешек рекомендуется использовать скороговорки. Игры с пальцами можно оживить, сделав головки мальчиков и девочек, животных из бумаги и одев их на пальчики.
В подведении детей к театрализованным играм большое значение имеет обыгрывание малых литературных форм: потешек, стихов А. Барто, С. Маршака и др. В этом случае педагог сам читает литературное произведение, а дети подражают действиям его героев, выполняют несложные действия в соответствии с текстом. Зрителями могут быть сверстники или куклы. Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен предвидеть весь ход деятельности. Главное и необходимое условие – использовать хорошо знакомые детям произведения, целесообразно отбирать небольшие произведения, обязательно содержащие диалог. Сюжет их должен быть динамичным. Желательно даже подбирать произведения, в которых существует конфликт между действующими лицами.
Подготовка к театрализованным играм требует правильного руководства. Выбранное произведение воспитатель читает детям с установкой на последующее его обыгрывание с любыми подходящими игрушками. После чтения задает вопросы, которые помогут воспроизвести последовательность действий, наполнят характерные черты персонажей. Если произведение большое, его следует готовить по частям. Работа проходит индивидуально или небольшой группой. Каждый ребенок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику взятой роли, включиться в действие. Поэтому воспитатель повторяет с детьми пересказ произведения в лицах.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учить детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, четкой дикции.
После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями: учит их посредством движения передавать характер литературного героя, предлагает всем детям попробовать себя в определенной роли, затем выбрать лучших исполнителей.
К театрализованным играм предусматриваются несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей. В средней группе все атрибуты делает воспитатель в присутствии детей, привлекая их к несложной работе – поддержать, принести, подклеить, раскрасить. В старшей и подготовительной группе можно привлечь детей к обсуждению и изготовлению несложных костюмов и декораций.