Оля Клюжева
Консультация «Солнечные дети» в преддверии Международного дня человека с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
В преддверии Международного дня человека с синдромом Дауна
ЕСЛИ У ВАС ОСОБЕННЫЙ РЕБЕНОК или
Солнечные дети…
"Ты даришь мне любовь и свою необыкновенную чуткость,
чтобы почувствовать которую, не нужны слова. Достаточно
одного жеста, ласки, взгляда или одной фразы, какую только
я могу понять, - чтобы сделать наше общение более близким…
Нежности, которая возрастала во мне благодаря тебе, я никогда
бы не испытала, не будь тебя. Без тебя я не знала бы, что такое пони-
Темочки:
- Консультации для родителей
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Солнце, вред и польза. Консультации для родителей
- Темочки
мание и терпимость к людям. Все эти качества просто не смогли
бы у меня появиться, если бы не было тебя, мой маленький"…
Прежде всего, нужно сказать о том, что человек с умственной отсталостью - это не недоразвитый человек. Умственная отсталость является формой умственной инвалидности, при которой ребенок развивается в интеллектуальном и социальном отношении медленнее, чем обычно и ему требуется дополнительная помощь для развития своих возможностей гораздо дольше, чем другим детям. Вполне понятно, что как человек он обладает определенными способностями, которыми его одарила природа. Но то, что эти способности как бы остаются под спудом, зависит не только и не столько от него самого, а в большей степени от тех, кто находится рядом.
Умственная отсталость, или олигофрения, может иметь разную природу. Основные причины две – нарушения в структуре мозга, например передающиеся по наследству или полученные в результате родовых травм, и так называемая педагогическая запущенность – следствие того, что родители просто не занимаются развитием и обучением ребенка.
Умственная отсталость как результат педагогической запущенности - это проблема, вызванная прежде всего социальными условиями, можно сказать, медицинское следствие социальной болезни. Что касается умственной отсталости, связанной с органическими, естественно-биологическими нарушениями работы мозга – это казалось бы, чистая клиника. Тем интереснее, что современное общество находит пути именно психологического решения этой проблемы, а не только медицинско-медикаментозного или хирургического.
Как встретиться лицом к лицу с новой ситуацией
Если умственная отсталость у вашего ребенка еще не установлена, но вы так или иначе догадываетесь об этом, имейте мужество развеять все сомнения. Многие родители месяцами и даже годами наблюдают за своим ребенком, подозревая, что он развивается не совсем так, как нужно, - и, тем не менее, не решаются столкнуться с суровой действительностью.
Родители должны, как можно раньше, проконсультироваться со специалистом, чтобы он информировал их адекватно по проблеме особенного ребенка. Эта информация послужит основой тому, чтобы родители могли предпринять определенные шаги, чтобы помочь ребенку развиваться более гармонично.
Такие родители должны быть реалистами. Этот ребенок, как любой другой, нуждается в вашей заботе. Вашему ребенку необходимо питаться, спать, быть чистым. Ему также необходима любовь и ласка, как и всякому другому новорожденному. Вы удивитесь тому, как вы раньше не замечали, что ваш малыш прекрасен. Одновременно с этим исчезнут первоначальные тревоги, сомнения и страхи, которые вы испытали, когда узнали о проблемах вашего ребенка.
Что с ребенком?
В некоторых случаях диагноз бывает ранним, окончательным и полным, что иногда может успокоить родителей. Синдром Дауна устанавливается у новорожденных очень быстро и заключается в нарушении хромосом. Его характеризует ряд внешних признаков и умственная отсталость. Он поражает 1 из 600 новорожденных и может случиться в любой семье. Диагноз этого заболевания ранний. Опытный специалист выявляет подозрение на синдром Дауна по внешним признакам и устанавливает безошибочный диагноз на основании исследования хромосом в крови новорожденного.
В большинстве других случаев диагноз устанавливается спустя месяцы, и даже годы. Для этого требуются многочисленные врачебные осмотры с большим количеством тестов и дополнительных анализов. Нельзя полагать, что с помощью диагноза можно будет в данный момент определить, когда ребенок сможет ходить, говорить или делать что-либо самостоятельно.
Как он будет развиваться?
Каков прогноз состояния ребенка? На этот вопрос всегда трудно ответить. Каждый ребенок с умственной отсталостью или без нее является существом единственным и неповторимым. Поэтому каждый малыш растет и развивается по-своему, в соответствии с тем, как он взаимодействует с окружающим. Возможно, ваш ребенок научится делать многое из того, что могут другие дети (сидеть, становиться на ноги, ходить, говорить, но его умственная отсталость будет проявляться в том, что он овладеет этими навыками позже, чем другие дети.
Никто не может с точностью предсказать ни того, каким будет ребенок, ни того, какова будет степень его умственной отсталости, когда он вырастет. Обычно дети с синдромом Дауна ничем не отличаются по своему поведению от здоровых сверстников. Им нравится играть, ходить в школу и участвовать в различных делах. Как правило, они бывают более веселыми и непосредственными, чем другие дети. Но их нужно воспитывать в строгости, так как они могут быть также упрямыми и непослушными.
В основном, они очень быстро уживаются в коллективе и достигают социализации. Есть исследования, показывающие, что социальное развитие ребенка с синдромом Дауна часто на несколько лет опережает его интеллектуальное развитие. Поэтому такие дети хорошо находят контакт в семье и легко общаются с другими людьми. Большинство взрослых с синдромом Дауна обладает интеллектом школьника начальных классов. Абстрактное мышление и понятие о числах - это те области, в которых они обычно испытывают большие трудности. Важно, чтобы семья знала, в чем именно ребенок проявляет больше способностей, и помогала ему максимально развивать их.
При соответствующей тренировке молодые люди и взрослые с синдромом Дауна или с другой психической и умственной инвалидностью могут превосходно выполнять простые работы на специализированных предприятиях. В настоящее время трудно надеяться на то, что они сумеют жить независимой жизнью, не будучи под присмотром кого-то из родных или близких. Если люди с синдромом Дауна будут иметь стимулы и адекватную подготовку, то большинство из них сможет овладеть основными навыками самообслуживания и самостоятельного передвижения.
Не надейтесь на чудеса, но будьте внимательны и наблюдайте за вашим ребенком, чтобы обнаруживать у него способности в освоении одних навыков и трудности в других. Эти наблюдения будут большим подспорьем вам самим и послужат руководством для специалистов, которые помогают вашему сыну или дочери. Возможности современной медицины очень ограничены. Однако, если ребенок станет получать должный уход, если он будет окружен вниманием и любовью, в которых все мы нуждаемся, он будет развиваться лучше и быстрей, овладевая навыками, которые позволят ему быть интегрированным в общество. Сначала надо помочь им обрести навыки самостоятельности, какой бы ни была степень их инвалидности. Не будем забывать, что каждый ребенок рождается с неодинаковыми возможностями, большими или меньшими, но он имеет право развивать их, даже если некоторые люди считают его возможности ущербными. В течение всей жизни многие специалисты будут общаться с вашим ребенком и с вами. Мы уверены, это пойдет на пользу, если ваше общение будет откровенным и облегчит сотрудничество между специалистом, вами и вашим ребенком, чтобы помочь ребенку в большей мере стать личностью.
Что вы, родители, можете сделать, чтобы помочь ребенку?
Вы всегда можете эффективно помогать вашему ребенку, и лучшей помощью будет:
- Любить его и принимать как еще одного члена семьи, а затем обеспечить ему:
- Медицинскую помощь, если он в ней нуждается.
- Адекватную программу ранней стимуляции.
- Правильное обучение, чтобы развивать его интеллектуально и социально.
- Досуг, чтобы он мог общаться с окружающими и развлекаться.
- Работу, соответствующую его возможностям.
- Будущее, - когда он станет взрослым.
Забота об особом ребенке
Каждый ребенок, независимо от того, есть ли у него умственная отсталость или нет, по-своему уникален. Родители могут способствовать развитию у ребенка его собственного позитивного имиджа, любя ребенка таким, каков он есть, демонстрируя ему свою любовь и замечая успехи и достижения, которые он делает. Для ребенка с умственной отсталостью чрезвычайно важно, чтобы в семье к нему относились с теплотой и сердечностью. У большинства таких детей может наступить улучшение от занятий по программам раннего обучения социализации.
Как всякий другой ребенок, малыш с умственной отсталостью также должен овладеть навыками правильного поведения, и нужно требовать, чтобы он вел себя адекватно обстановке. Такие дети иногда бывают излишне упрямы, и в работе с ними необходимо проявлять терпение и такт. Подавляющее большинство этих детей могут обрести навыки самостоятельности в личной и общественной жизни, которые позволят им нормально развиваться в обычном окружении. Избыточная опека родителей, братьев, сестер и нянь только будет способствовать большей зависимости человека с умственной отсталостью от окружающих и воспрепятствует тому, чтобы он выработал эти минимальные основы независимости и ответственности, нужные для того, чтобы такой человек смог жить более самостоятельной жизнью. Люди с умственной отсталостью могут нормально и со всей ответственностью выполнять работу, если она будет адекватна их возможностям.
Хотелось бы статью закончить замечательной прозой Ирины, с Запорожья, которая ярко отражает отношение к солнечным детям.
СИНДРОМ ДАУНА : ДЕТИ СОЛНЦА
Они чище и мудрее нас, «нормальных», и вовсе не нуждаются в нашей жалости.
Хотя мы их именно жалеем – в лучшем случае.
Индусы называли их духовными учителями, а наши предки – ангелами.
В любом случае, они приходят к нам неспроста – у Господа не бывает «программных ошибок».
И кто знает, не является ли их лишняя хромосома на самом деле их преимуществом.
Ведь они действительно мудры – от рождения.
Это качество – мудрость сердца – даётся многим из нас с огромным трудом
и с огромным количеством боли и негатива. А дети солнца просто учат нас любить,
просто любить – без условий и амбиций.
И они принимают нас такими, какие мы есть.
Мне кажется, нам стоило бы у них поучиться.
А ещё наши дети умеют говорить без слов. И нас они понимают без слов,
просто глядя нам в глаза.
И я не завидую родителям «обычных» детей,
а просто радуюсь тому, что моя «марсианка» меня нашла.
Эти дети и впрямь марсиане, и мы можем найти с ними общий язык,
Если захотим, и если у нас хватит терпения.
У них – точно хватит, но ведь в этой жизни они просто дети и зависят от нас, взрослых.
И это от нас зависит – будет ли их земная жизнь достойной и счастливой.
Присмотритесь к этим инопланетянам – возможно, вы сможете друг другу помочь