Татьяна Евгеньевна Шрейнер
«Шашечные правила». Конспект занятия в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Шашечные правила»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе.
Цель: Научить детей играть в шашки.
Задачи:
«Область познания»
Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.
Публикация «„Шашечные правила“, Конспект занятия в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.
«Область коммуникация»
Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.
«Область социализация»
Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.
Оборудование: шашки, игровое поле, интерактивная доска.
Ход деятельности:
(Дети заходят в зал).
В: Ребята давайте с вами присядем на волшебный ковер, который нас унесет в волшебную страну шашек.
В:- Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем детском саду будет проходить шашечный турнир среди детей, которые к нам ходят. А вы хотели бы принять участие?
Д: ответы детей.
В: Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.
В: - Ребята, кто из вас знает, что такое турнир?
Д: Ответы детей (вид соревнования)
В: - Как зовут человека, который играет в шашки?
Д: Ответы детей (Шашист)
В: - А каким должен быть шашист?
Д: Ответы детей (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)
В: - Что нужно для игры в шашки?
Д: Ответы детей (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)
В: - Кто может играть в шашки?
Д: Ответы детей (Любой человек)
В: - Кто может быть партнёром для игры?
Д: Ответы детей (Любой человек)
В: - Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры?
Д: Ответы детей (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)
В: - Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок, я предлагаю вам сейчас присесть за столы, что бы мы вместе разгадали загадки и рассекретили все диковинные тайны волшебной доски.
(Дети садятся за столы).
В:- Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь, изучая её.
(Слайд шашечного поля)
В:- Что вы видите на доске?
Д: Ответы детей (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)
В:- Чем они похожи и чем они отличаются?
Д: Ответы детей (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)
В: - «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска …»
В: Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки.
Д: Ответы детей (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)
В: - Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток?
Д: Ответы детей (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)
В: - Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.
(Слайд разных по цвету шашечных полей)
В: А как называется каждый из квадратиков или клеток?
Д: Ответы детей (Поле)
В: - Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?
В: Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.
(Слайд правильного расположения доски)
В: - А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.
В: Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево?
Д: Ответы детей (Горизонтальные линии)
(Слайд доски со стрелками по горизонтали)
В: - Сосчитайте, сколько их на доске?
Д: Ответы детей (8 горизонтальных линий)
В: - А как ребята, обозначаются горизонтальные линии?
Д : Ответы детей (Цифра ставится сбоку слева и справа от доски) (Поля без цифр на каждого ребенка)
В: - Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх?
Д: Ответы детей (Вертикальные линии)
(Слайд шашечного поля с линиями по вертикали)
В: - Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам сравнить их по длине, а как вы это сделайте, решите сами (считают кол-во клеток и сравнивают)
Д: Ответы детей
В: - Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная?
Д: Ответы детей (Линии равные)
В: ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды. И подойти каждой команде к своему столу.
В: Вот посмотрите, злой волшебник рассыпал шашечные доски, нам с вами нужно их собрать, давайте попробуем!
(Дети выполняют задание за столом)
(На столе квадраты черные и белые по 32 шт)
В: - Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! А теперь пройдемте на свои места.
В: на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии.
(Слайд шашечного поля с диагональными стрелками)
В: Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. Для этого вам нужно посчитать количество одинаковых по цвету квадратов в каждой диагонали.
Д: Ответы детей (Диагональные линии разные по длине)
В: Молодцы, а сколько всего диагоналей на доске.
Д: Ответы детей.
В: Молодцы ребята вы со всеми заданиями справились
В: Мы с вами знаем, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – латинскими буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные?
Д: Ответы детей
В: Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.
В:- А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой?
Д: Ответы детей (Клеточки – поля)
В: - Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.
(Слайд пример на доске показать С4, D7, Е5)
В: А теперь что бы закрепить материал я предлагаю вам сыграть в игру.
Игра «Найди свое поле»
В: Каждый у себя на игровом поле поставьте шашку на заданное поле (раздаются карточки H2. F6. C7. d4. g8 и т. д. по кол-ву детей)
В: Молодцы ребята, Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.
Физминутка (музыкальная, на интерактивной доске) В:- А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с помощниками. Будьте очень внимательными! И повторяйте за нашими героями.
В: - Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить?
Д: Ответы детей (о шашках)
Дети садятся на ковер.
В: - На каких квадратах располагаются шашки?
Д: Ответы детей (На чёрных)
В: - По сколько шашек предоставляется каждому игроку?
Д: Ответы детей (По 12 шашек)
В: - Как располагаются шашки в начале игры?
Д: Ответы детей (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)
В: - А как определить, кому, какими играть?
Д: Ответы детей (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)
В: - Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.
Правила игры
(Каждый ребенок говорит свое правило и показывает ход)
• Тронул – ходи.
• При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
• Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
• Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
• Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
• Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
• Взятие шашки соперника является обязательным
Джентельменские правила.
• Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
• Не смеяться над проигрышем другого.
• Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.
В: Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.
В: - Ребята, а когда партия считается законченной?
Д: • если у соперника не осталось ни одной фишки;
• если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
• если соперник сам себя признаёт побеждённым;
• в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)
В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.
В: - Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.
В: - А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек?
Д: Ответы детей (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)
В: Давайте попробуем нарисовать свои шашечные доски, а дома с родителями поиграете, для этого нам нужно присесть за столы. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и простой карандаш и линейка. Приступайте к работе.
В: Молодцы ребята. А теперь скажите, что вы знали нового на занятие?
Дети: Ответы детей.