Марина Касынкина
«Сетевая встреча» как выход из конфликта между воспитателем ДОУ и родителями
▼ Скачать +Заказ
Когда в поле зрения педагогов оказываются социальные или психологические проблемы ребенка, методика «Сеть социальных контактов», в основу которого положена социально-экологическая модель развития Юрия Бронфенбреннера, имеет положительный эффект и оказывает активное воздействие на самого ребенка и его социальное окружение на всех уровнях развития.
Система социальных связей человека, сеть его социальных контактов, представляет собой ту силу и опору, которая сама по себе является ресурсом, может помочь мобилизовать имеющиеся ресурсы личности и в дальнейшем сохранить достижения. При каком-либо нарушении баланса система сама стремится к восстановлению равновесия и поддерживает себя. Поэтому в моменты острых системных кризисов иногда наблюдается спонтанное восстановление функций системы, без помощи извне. Когда кризис приобретает хронический характер, в его преодолении должны участвовать не вовлеченные ранее элементы системы или смежные системы; «включить» их в работу – задача специалистов. Этой цели служит метод работы с сетью социальных контактов, или сетевой метод. Одним из основных инструментов является сетевая встреча.
Публикация «„Сетевая встреча“ как выход из конфликта между воспитателем ДОУ и родителями» размещена в разделах
Данный метод используется в учреждениях социальной защиты, в частности в социальных приютах при работе с детьми и подростками. Однако, этот метод можно применить и в работе дошкольных учреждений.
Выход из трудной жизненной ситуации во многом зависит от самого человека, но,
с другой стороны, существует множество официальных и должностных лиц, от решений которых зависит судьба ребенка.
Описание ситуации. Мальчик Ваня, 6 лет. На протяжении 2-х последних месяцев Ваня часто пропускает детский сад, жалуется на головные боли. Со стороны матери жалобы на плаксивость ребенка, плохое настроение, ребенок отказывается ходить в детский сад. В детском саду отказывается от еды и участия в какой-либо деятельности. При сборе ребенка в детский сад-проявление частого мочеиспускания, рвота, без причины. В анамнезе, при обращении ребенка к неврологу- неврозоподобное состояние. При диагностическом обследовании у психолога МАДОУ- психотравмирующая ситуация в детском саду, о чем можно судить по рисункам ребенка, а так же прослеживается резкая смена настроения у ребенка при разговоре о воспитателе, а именно: напряжение, слезливость, страх. При интерпретации результатов диагностики причина подобного состояния ребенка –это затяжной конфликт с воспитателем на фоне неприязненных отношений. Со слов матери и ребенка, воспитатель оскорбляет Ваню, говорит, что он ничего не умеет, что он тупой, на сон. часе при других воспитателях называет ребенка «тупым» и «недалеким», думая, что ребенок спит, однако Ваня все слышит. Говорит о том, что у него и мама такая же «недалекая».
Состав семьи: Мама Татьяна Ивановна, бабушка Мария Петровна. Отца Ваня не знает.
Личностные характеристики мальчика: тихий, скованный, замедленные психические реакции, эмоциональная незрелость, хорошие творческие способности, легкая интеллектуальная недостаточность.
Предварительная работа. При обращении матери к соц. педагогу и ст. воспитателю МАДОУ с воспитателем данной группы была проведена беседа, воспитатель была предупреждена об ответственности за свои действия и поступки, факт оскорбления ребенка отрицает. От общения с воспитателем один на один, в присутствие ст. воспитателя, с целью решения конфликта, мама Вани отказалась, выразила свое желание привлечь к данной проблеме представителей администрации МАДОУ, здравоохранения, отдела образования, ОВД и др. свидетелей конфликта.
На встречу были приглашены :
-мать Татьяна Ивановна, 31 год;
-бабушка Мария Петровна, 55 лет;
-соседка Ольга Степановна, 57 лет;
-представитель отдела образования района;
-участковый врач-педиатр;
-инспектор ОПДН;
-психолог МАДОУ;
-соц. педагог МАДОУ;
-мл. воспитатель;
ст. воспитатель;
-заведующая МАДОУ;
всего 12 чел.
Группа рефлексии- 2 человека (независимые эксперты)
Описание встречи :
1. Стадия единения. Ведущие приветствовали собравшихся, представились сами и представили группу рефлексии, призванную наблюдать за ходом встречи и помочь участникам увидеть со стороны происходящее. Ведущие предложили каждому участнику встречи представиться и высказаться об ожиданиях, с которыми они пришли сюда. Присутствующие высказались поочередно. Большинство говорили о попытке разобраться в ситуации и найти выход из нее.
2. Стадия поляризации. Присутствующие стали высказываться относительно темы встречи. Звучали вопросы к матери: почему она считает воспитателя виновной во всех бедах? Что воспитатель отвечает на претензии матери и т. д., обмен мнениями между участниками встречи. В ходе обсуждения отмечается «застревание» на эпизодах из прошлого данной семьи, где группа «рефлексии» вступает в диалог и направляет участников встречи в нужное направление.
3. Стадия мобилизации. После перерыва присутствующие высказывают единое мнение о том, что других вариантов, кроме как увольнение воспитателя из МАДОУ нет. Это мнение звучало со стороны всех присутствующих.
4. Стадия депрессии. Воспитатель, мать и бабушка не хотят уступать друг другу, требуют своего- уволить воспитателя, привлечь его к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком, воспитатель- отправить ребенка лечиться в психоневрологический диспансер. Мама расплакалась, сказала, что она знает проблемы ребенка, но педагог не должен так вести себя не при каких обстоятельствах.
5. Стадия прорыва. Воспитатель попросила прощения у всех присутствующих, от воспитателя принята письменная расписка о недопущении подобного поведения. Воспитателю объявлен строгий выговор с лишением стимулирующей премии. Заведующей МАДОУ- устное замечание. Улажены противоречия, составлен письменный договор между администрацией МАДОУ и матерью ребенка. Окружающие поддерживали изменения в ходе встречи, почувствовав облегчение, о чем высказался каждый.
6. Катарсис. «Разрядка»- снятие эмоционального напряжения.
Ведущие предложили участникам сделать отметки в анкетах об отношении к встрече.
Анализ заполненных анкет: большинство присутствующих считают, что нужна еще встреча через месяц, Доминирующие чувства участников- «надежда», «сопричастность», «сближение»; для всех присутствующих была дана возможность высказываться свободно о проблемах, волнующих их.
Эта история выглядит достаточно типичной для нашего времени, за исключением того, что не всегда конфликт между педагогом и ребенком заходит так далеко. Тем не менее, в практике работы МАДОУ подобные случаи встречаются нередко. В данном случае открытая встреча потенциально конфликтных сторон помогла преодолеть противоречия и сделать шаги навстречу друг другу, что привело к решению главной проблемы – обеспечения психологической безопасности ребенка в дошкольном учреждении. И наша задача – привлекать для достижения этих целей все доступные ресурсы.
Но достичь положительного результата помог, прежде всего, сам метод, который позволил вовлеченным в ситуацию сторонам прожить все свои негативные чувства в безопасной обстановке, по-новому увидеть друг друга и принять неизбежность компромисса. В создании эмоционально безопасной среды, необходимой для принятия решений, и заключается еще одна сильная сторона сетевого подхода. Это не просто, но, как показывает наш опыт, вполне достижимо.