Приложение МААМ

«Русская березка, как ты хороша!» (продолжение)

Алла Тогушова
«Русская березка, как ты хороша!» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы

Перспективный план работы с детьми старшего возраста по ознакомлению с березкой на прогулке.

С детьми необходимо выяснить,что они знают о деревьях вообще и в частности о березе. Подвести к мысли,что береза дружит с людьми. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Ее называли деревом счастья. Вспомнить,что дети уже знают об этом интересном дереве. Задать следующие вопросы.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

Темочки:

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья -живые? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растет около детского сада? Как они называются?

5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

6. Кто сажает деревья в городе? Для чего?

7. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?

8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе? Почему?

9. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?

10. Помогали вам когда - нибудь деревья? А вы им?

11. Давайте представим,что деревья исчезли. Что произойдет на Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? В нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

Наступила осень. Дни становятся короче и холоднее. Все реже выглядывает солнышко. Льют затяжные дожди. Происходят изменения в жизни дерева:желтеют листья,сначала наверху,где воздух холоднее,а потом и снизу. Порывистый ветер,налетая на дерево,гнет его,треплет ветви,срывает листья. Дать представления о том,что в природе все взаимосвязано. Листья растут на дереве,которое "добывает еду" из почвы. Листья осенью опадают,снова возвращаются в почву и уже сами "кормят" ее:листья перегнивают -почва становится богаче и весной снова может кормить растение, на которых появятся новые листочки. Выйдя на прогулку в следующий раз задать детям следующие вопросы:"Как вы думаете,у березки могут быть тайны? Какое настроение у нее сегодня?"

Наверное ей грустно,ведь скоро зима. Давайте обнимем березку, погладим и скажем:"Не грусти,Беляночка,мы к тебе будем в гости ходить".Знакомить детей с тем,как березу использовали в древности. Наши предки березовой лучиной освещали дома,соком березы лечили больных,колеса телеги смазывали дегтем,который делали из березы. Из нее же мастерили игрушки,ложки,лукошки для ягод и грибов,на бересте писали. В наше время из березы делают мебель,лыжи,желтую и зеленую краску. из почек - лекарства.

Когда наступит зима,выйдя на прогулку полюбоваться красотой березки одетой в белоснежную шубу,ветки гнутся под тяжестью снега. Стволы напоминают сказочных животных,человечков. Настоящая снежная сказка!Прочесть стихотворение С. Есенина "Белая береза. " Придя с прогулки предложить детям нарисовать березку в зимнем наряде. Рассказать детям,что художники широко используют образ березы в своем творчестве. Рассмотреть картины и обратить внимание,что "героем" многих пейзажей является "наша родная и любимая Беляночка.

Продолжить наблюдение за березкой. Дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы:воздухом,водой,светом,теплом,почвой,животными и птицами.

Напомнить,что зимой деревья не питаются,не растут - они погружаются в глубокий сон. Объяснить и показать детям,что от холода деревья защищает пробковая ткань - она не пропускает наружу ни воды,ни воздуха. В летнее время деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток:чем старше дерево,тем толще пробковый слой. Поэтому старые деревья легче переносят морозы.

После наблюдения за березкой,спросить у детей,что помогает дереву устоять при сильном ветре?Конечно же корни,которые находятся в земле и удерживают березку от падения. Повесить на дерево кормушку и регулярно подкармливать птичек.

С приходом весны природа оживает,просыпается. Поговорить с детьми о том,что может разбудить березку. Дерево не может жить без света. Свет,как художник,окрашивает листья в зеленый цвет. Любит ли наша береза свет?Она растет на открытом или затененном месте?

Дерево не проснется без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Деревья пьют воду,как и люди. Воду дерево получает с дождем,с талой водой,"пьет" ее из земли -почвы.

Деревья,как и мы. должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях,такие маленькие,что они не заметны. Деревьям нужен чистый воздух:от грязного они погибают. В тоже время сами деревья очищают воздух,делают его пригодным для человека и других живых существ.

Птицы тоже нужны дереву:они поедают различных насекомых,которые могут причинить вред дереву. ветер переносит семена березы. Дождевые черви - рыхлят землю. Предложить детям сочинить рассказ о березке,какие изменения происходят с ней в начале весны. На следующей прогулке понаблюдать,как оживают деревья. Их соки,согретые теплым весенним солнышком,поднимаются от корней к набухшим почкам.

Рассмотреть почки у деревьев. Сделать вывод,что они разные. У одних они круглые,у других - продолговатые,есть крупные,а есть мелкие. Сравнить березовые почки с почками других деревьев.

Продолжить наблюдение за березками. Светло и празднично весной около березок. Они нарядились в белые атласные сарафаны,сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты,кора стала гладкой и шелковистой. Обратить внимание на молодые листочки,которые пахнут свежестью и весной

Но вот наступило лето. Как прекрасно дерево в своем зеленом наряде,словно прозрачное изумрудно - зеленое облачко. Полюбоваться красотой березки. Обратить внимание детей на ствол березки и спросить :"Почему он не нагревается в жаркую погоду?"Побудить,найти ответ на вопрос. Объяснить,что в коре березки есть особое вещество - бутулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Он отражает солнечные лучи и поэтому ствол остается прохладным.

Предложить детям поделиться с родителями своими знаниями о березке,о том как она нуждается в уходе. Родители рассказывают о том,что у них тоже есть деревья,которые имеют большое значение в их жизни (посажено в честь каких - то семейных событий).

Полюбоваться красотой березы после дождя,понаблюдать за ее цветением.

Повторить с детьми взаимосвязи всех процессов,происходящих с березой. Обобщать имеющиеся знания о жизненном цикле дерева. Побудить к разговору о березке используя ласковые слова.

Оформить дневник наблюдений за березкой.

Спасибо!

Публикации по теме:

Проект «Белоствольная красавица» в старшей разновозрастной группе Цель проекта: Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Расширение представлений о самом.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Русская березка, как ты хороша!» (продолжение)
Опубликовано: 14 марта 2015 в 22:23
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Русская березка, как ты хороша!» (продолжение)» (включая файлы) размещена пользователем Алла Тогушова (УИ 219245) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Календарь
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
*
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки
*
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД