настя иванова
Роль семьи в гражданско-патриотическом и нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль семьи в гражданско-патриотическом и нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Семья — это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении, характеризующаяся общностью быта, выполняющая функции воспитания личности, трансляции ценностей и норм поведения, принятых в обществе.
Публикация «Роль семьи в гражданско-патриотическом и нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. А ведь именно родителям начинают развивать в детях уважение к старшим,чувство патриотизма, любовь к близким,родине,природе. Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим,а что бы стать нравственной личностью, не достаточно быть только справедливым и честным.
Осознание своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью,воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
Ведь работу в этом направлении нельзя реализовать в полном объёме без тесного взаимодействия с родителями воспитанников.
Первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках гражданско-патриотического и нравственного воспитания воспитания дошкольников.
В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и практический.
Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе.
Данная работа реализовывалась через такие формы, как
-анкетирование,
-беседы с родителями,
Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе гражданско-патриотического и нравственного воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями
как групповые родительские собрания тема «Основы нравственно -патриотического воспитания в семье»
-индивидуальные беседы,
-консультации,
-буклеты
- родительские уголки
- папки-передвижки (представлены на консультации)
Папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину» и тд (представлены на консультации)
Затем мы перешли к последнему блоку – практическому.
Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны. Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к своей семье является совместное изготовление родителями и детьми родословной, каждый ребенок принимал участие в изготовлении гербов и семейное дерево,благодаря этому у них формировалось чувство сплоченности,взаимоуважение и любовь друг другу.
Также были сделаны фотоальбомы и видео ролики:
«Моя семья»
«Моя маленькая родина» Живой интерес и удивление родителей вызвала газета
«Мой папа в Армии служил» .Папы наших воспитанников предоставили фотографии для организации выставки
Мама Ледовской Эли совместно с воспитателями провела беседу с детьми на тему «Наши семейные традиции»
Она рассказала о нескольких традиций их семьи. Первая это украшение елки, её были представлены старинные игрушки. Вторая,хранение старинных фотографий.
Данная работа была проведена для сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек, укрепление детско-родительских отношений. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать родителям сохранять и даже немного оберегать свою семью, при этом быть ребенком.
В ходе подготовки к данной консультации совместно с родителями были сделаны дидактические игры:
Пазлы «Семья»
Цель: сопоставить детали с соседними таким образом, чтобы все детали вместе составили общую картину.
Задачи игры:
развитие восприятия целого;
развитие мелкой моторики и координации движений;
развитие воображения, наглядно-образного и логического мышления.
Круг Луллия «Семейные традиции»
Цель : развитие основных компонентов языковой системы семьи
Задачи:
-Уточнять, пополнять и активизировать словарный запас.
-Совершенствовать слоговую струк туру слова.
-Автоматизировать звуки речи.
Дидактическая игра «Добль»
Цель: развивать внимательность и ловкость
Ход игры: быть самым быстрым, чтобы раньше других найти изображение, совпадающее на двух карточках, громко его объявить, затем взять карточку себе, отдать другому или сбросить (в зависимости от правил каждой мини-игры).
Дидактическая игра «Мэмори»
Цель: развитие произвольного внимания и зрительной памяти.
Ход игры:
1. Педагог раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке. Дети смотрят и запоминают.
2. Затем они отворачиваются, а педагог переворачивает карточки рубашкой вверх.
3. Каждый игрок открывает по очереди по две карточки. Если они совпадают, то забирает их себе. Если нет, то переворачивает и кладет обратно.
Выигрывает тот, у кого больше всего карточек
Дидактическая игра «Разложи по росту»
Цель: научить детей соотносить по величине пять предметов и обозначать их словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». Закрепления счета до пяти.
Правила игры:
Построить каждого члена семьи по росту. Дети младшего дошкольного возраста могут опираться на образец построения.
Дидактическая игра «Семейный счет»
Цель: расположить числа по порядку
«Кто в каком домике живет»
Цель: посчитать пример члена семьи и расположить в правильный домик
Рабочие листы «Мы семья»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи, учить детей отвечать на вопросы полным предложением
Соседи чисел
Цель: Закреплять умение называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 20.
Задачи: - учить находить, называть рядом стоящие числа. - развивать мышление, память. - воспитывать усидчивость, умение выполнять задание до конца.
Финансовая грамотность
Какому члену семьи принадлежит
Цель: дать представления какому члену семьи принадлежит предмет.
Задачи:
• определить круг обязанностей в семье;
• помочь сформировать правильное отношение к членам семьи.
Составь предложения
Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
-обогащение словарного запаса детей,
-обучение подбору однородных членов предложения (подлежащих, сказуемых, определений
Использование сюжетно –ролевой игры «Моя семья»
Цель :обогащение социально-игрового опыта между детьми, развитие игровых умений по сюжету «Семья».
Задачи:
Учить детей действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы-заместители.
Развивать интерес к игре.
Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.
Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Роль дидактической игры на тему семьи необычайно важна : ребенок узнает о родственных отношениях, распределении ролей в быту, у него формируются правильные привычки и поведение по отношению к членам своей семьи.
В своей работе большое внимание уделяем культурному наследию нашего народа. Мы знакомим детей с бытом и традициями русского народа, потешками, загадками, пословицами и поговорками, песнями. Детям очень нравится знакомство с героями былин - богатырями, с помощью книг,это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость.
По данному направлению у нас представлены дидактический материал:
Круг Луллия «Старинные предметы»
Цель : развитие основных компонентов языковой системы народных промыслов
Задачи:
-Уточнять, пополнять и активизировать словарный запас.
-Совершенствовать слоговую структуру слова.
-Автоматизировать звуки речи.
Народные подвижные игры для детей
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа
Задачи:
развитие у детей любознательности, стремление изучить народные игры.
Развитие у детей чёткой выразительной речи, мимики, движений.
«Поддувалочка –матрешки»
Цель :развитие правильного речевого дыхания и сенсорных ощущений.
Задачи пособия:
• развитие речевого дыхания;
• выработка длительной, плавной, направленной воздушной струи;
• укрепление мышц губ, голосовых связок;
• насыщение кислородом всех клеток организма;
• профилактические меры по заболеваниям дыхательной системы.
Карточки художественные росписи
Мероприятие «Колядки»
Формировать знакомство с историей колядования,
создать благоприятные условия для формирования у обучающихся положительного отношения к народным традициям, побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках.
Данные дидактические игры формируют у детей знание культурного наследия своего народа, чувства национальной гордости за свою страну, воспитывает чувство любви и привязанности к своей стране, малой родине уважение и гордость за свой народ, его историю, культуру; что наиболее актуально в наше время.
Огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны) ,также необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг»
Для маленького ребенка родина начинается с родного человека,дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств патриотизма: «Парк назван в честь.», «Улица названа именем.» и т. д.
В ходе бесед с родителями советуем прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории, памятниками погибшим воинам; посещение аллеи героев (фото в презентации).
На данное направление совместно с родителями приобрели и изготовили игры:
Дидактическая игра»История флага российского»,
Цель занятия: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважения к символам страны: флагу, .
Задачи: формировать у детей представления о истории флага России, чувство любви к своей Родине;
закрепить знания о Российском флаге;
формировать уважительное отношение к государственной символике.
Дидактическая игра «Позвони своему другу»,
Цель :развить умение ориентироваться по времени.
Игровое правило: нужно правильно поставить время соответственно карточке.
Лото «Российская армия»
Цели: закрепление названий предметов, распределение карточек на тематические группы;
Задачи: Корригировать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы.
Развивать внимание и мышление
Дидактическая игра «Ассоциации»
Цель: сопоставить картинку и ассоциации цвета
Додекаэдр «Я потриот»
Додекаэдр «Народы Росии»
Лото «Военная техника»
Цели: закрепление названий предметов, распределение карточек на тематические группы;
Задачи: Корригировать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы.
Развивать внимание и мышление;
Круг Луллия «Я патриот»
Дидактическая игра «Народы нашей страны»
Раскраски «Патриотические»
Игра ходилка «Путешествие по России»
Карта пазл Животные России с дополненной реальность
(при направлении на животных он оживает на экране с помощью приложения меморис»
Данные дидактические игры дают воспитывать любовь к своей стране, гордость за своих воинов, желание защитить природу. Эффективным средством воспитания патриотизма являются праздники и развлечения с патриотической тематикой одна из них прошло в нашем «Строй и песня», в которых участвовали наши дети.
Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, группы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданско –патриотизма и нравственного воспитания. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных и гражданско- патриотических поступках, увеличивать количества дидактических игр по данной тематике.
Таким образом, мы убедились, что проделанная работа эффективно помогает детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, помогает понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учит жить в согласии с собой и своими близкими, уважать старшее поколение и быть патриотом своей страны.