Лариса Облетова
Роль фольклорных праздников в духовно — нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль фольклорных праздников в духовно – нравственном воспитании дошкольников»
Народная культура – главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребёнка. В народе говорят: «…нет дерева без корней, дома – без фундамента». И этим фундаментом является фольклор.
Публикация «Роль фольклорных праздников в духовно — нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
О значении родной культуры в воспитании подрастающего поколения нельзя сказать лучше, чем это сделал Дмитрий Сергеевич Лихачев, обращаясь к читателям своей книги «Раздумья». Он всем желает жить в сфере добра, и эта сфера в значительной степени должна создаваться самими людьми из добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. «Добро выше практической нужды!» - говорит он. Оно тесно связано с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим, так как сфера добра ближе к вечности. Д. С. Лихачев утверждает, что изучение таких гуманитарных ценностей как изобразительное искусство, музыка – умножает, укрепляет, повышает нравственность и духовно – патриотические чувства отдельного человека и всего общества. Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю и культуру свою, родную и всего человечества. В последние годы идеи гуманизации проникли и в сферу дошкольного образования.
Моё обращение к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Считаю, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о народном музыкальном фольклоре, фольклорных праздниках в целом, как средстве воспитания духовно – нравственных качеств и развития музыкальных способностей дошкольников.
Инновационная тема нашего ДОУ: «Духовно – нравственное воспитание детей на основе традиционных ценностей». В связи с этим и музыкальное образование детей планируется с учётом приобщения дошкольников к русским национальным традициям. Свою работу по музыкальному воспитанию стараюсь строить в соответствии с планом «Программы воспитания ДОУ», и на основе народного календаря. Это имеет основную особенность – прослеживание сезонного труда взрослых в песнях, танцах, обрядах.
В нашем детском саду сложилась хорошая традиция отмечать фольклорные праздники. «Фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Через фольклор и фольклорные праздники ребёнок может резвиться, проявлять свои умения, фантазию, показывать исполнительские и творческие способности. Благодаря фольклору, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребёнок легче входит в окружающий мир, а также знакомиться с народными традициями.
Лето у наших дошкольников начинается с зелёного праздника – «Троица». На Руси Троица почиталась за большой праздник, к которому тщательно готовились.
«Праздник святых благоверных Петра и Февронии Муромских» тоже стал для наших детей традиционным. Ребята с удовольствием окунаются в историю, знакомятся с легендой любви Петра и Февронии Муромских.
Пришёл «Яблочный спас» - готовь корзины про запас. Песнями, шумными хороводами празднуют и взрослые и дети этот радостный праздник.
Осенью отмечаем праздник «Осенины». Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе, уважение, интерес к обычаям.
В зимнее время проводим праздник «Рождество Христово». На Рождество дети разучивают рождественские колядки, играют в русские народные игры, водят хороводы, колядуют. Этот праздник воспитывает у детей доброту, скромность, любовь к ближнему, вежливость. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, отзывчивость, искренность, коллективизм, общительность, душевность.
Весной дети ждут народный праздник «Масленица», на котором ребята провожают Зимушку и звучат заклички о встрече весны. пословицы. народные игры: «Лавочки», «Гори,гори,ясно».Этот праздник воспитывает у детей любовь к природе. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, любознательность, душевность, общительность, бережливость.
Православный праздник "Пасха" знакомит детей с обрядами и обычаями проведения православного праздника, в ходе чего развивается интерес к культуре предков, воспитываются патриотические чувства, любовь и уважение к ближнему. Дети играют в пасхальные игры "Катание яиц", "Кто найдет больше яиц", водят хороводы, инсценируют сказки. Дети совместно с родителями делают пасхальные поделки.
Стало доброй традицией приглашать на эти праздники иерея Дальнеконстантиновского благочинья отца Аркадия.
Обрядовые праздники, посвящённые фольклорной тематике, вызывают у детей интерес к русскому народному творчеству и надолго сохраняют в душе радость от праздничного события. Поддерживая культурные традиции нашего народа, хочется отметить, что фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.