Сантаева Инна
Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Региональный компонент в нашем детском саду
Автор: Сантаева Инна Витальевна – воспитатель МБДОУ ЦРР д / сад № 12 «Улыбка» г. Якутск
Национально-региональный компонент является одной из составляющих вариативной части образовательной программы и реализуется в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Публикация «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО» размещена в разделах
Основные направления регионального компонента деятельности ДОУ :
• формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
• формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина;
• изучение национальных традиций и обычаев;
• воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
• воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;
• обогащение и развитие речевой культуры
• изучение истории Якутии во взаимосвязи с культурой и историей России;
• раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество якутских поэтов, композиторов.
Цели:
Организация интеллектуальной, эмоциональной активности, как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников, на примере ближнего природного и социального окружения, ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём.
В связи с этим основными задачами являются :
В области образования :
– расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению,
о достопримечательностях города, социальным навыкам;
– развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;– знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.
В области воспитания:
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
-формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
-воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:
на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Работа по представленному содержанию проводится в комплексе, интегрируя задачи и представления, используя различные виды деятельности:
– наблюдения за природными и общественными явлениями, происходящими в родном городе;
– экскурсии в лес, парк, на речку, озеро, на рабочие места родителей; в учебные заведения; по историческим и достопримечательным местам;
– рассказы воспитателя об интересных исторических и современных событиях, фактах в жизни родного города (края);
– чтение познавательной и художественной литературы;
– рассматривание открыток, фотоальбомов, иллюстраций в книгах о Якутии; карты Якутии;
– беседы с детьми;
– чтение;
– составление гербариев;
– создание коллекций;
– встречи с интересными людьми (писателями, художниками, композиторами, старожилами и т. п., проживающими в родном городе;
– викторины;
– литературные вечера;
– игры-путешествия, дидактические игры;
– изобразительная, художественно-продуктивная деятельность;
– участие в озеленении территории детского сада;
– участие в праздниках города.
Задачи реализуются через следующие формы образовательной деятельности :
– совместная деятельность с детьми, семьей;
– самостоятельная деятельность детей.
Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями и состоять в следующем:
«Социально-коммуникативное развитие» (региональный компонент) :
– Знакомство с хозяйственно-бытовыми традициями якутского и русского народа (сравнение) обустройство дома, быта.
– Знакомство с символами Якутии, традициями и обычаями народов севера, рассказы о воинах-защитниках Отечества, героях России – проживающих в Якутии.
– Рассказы, беседы о земледелии, скотоводстве, промыслах (охота, рыболовство, знакомство с предметами обихода.
Развивать у дошкольников:
- представления о родном крае как части России; об улицах, районах своего города; о достопримечательностях родного города: культурных учреждениях, памятниках зодчества, архитектуре, истории.
- символике города Якутска (герб, гимн); о знаменитых людях своего края; о городах своего края;
- представления о традициях и обычаях народов Якутии;
- представления о продукции, выпускаемой на предприятиях родного города, и трудовых действиях по ее изготовлению, добыче и реализации;
- представления об основных традициях и обычаях, регулирующих общение представителей разных этносов.
«Познавательное развитие» (региональный компонент) :
-представления о родном крае как части России; об улицах, районах своего города; о достопримечательностях родного города: культурных учреждениях, памятниках зодчества, архитектуре, истории; о символике своего города (герб, гимн); о знаменитых людях своего края; о городах своего края;
- представления о традициях и обычаях народов Якутии
- представления о продукции, выпускаемой на предприятиях родного города, и трудовых действиях по ее изготовлению, добыче и реализации;
- представления об основных традициях и обычаях, регулирующих общение представителей разных этносов, и месте проживания.
- представления о театрах и музеях города Якутска
«Речевое развитие» (Региональный компонент) :
- Формировать речевое общение у дошкольников посредством знакомства с легендами, сказками и произведениями детских писателей.
- Продолжать знакомить с фольклором народов Севера
- Развивать умение узнавать героев легенд о Якутии
- Воспитывать у детей интерес к истории создания легенд, сказок, фольклора Якутии.
«Художественно-эстетическое развитие»
(Региональный компонент)
– Знакомство с якутскими узорами, орнаментами, цветовой символикой, вышивкой, керамикой, резьбой, знакомство с творчеством художников Якутии.
– Знакомство с Якутскими праздниками, праздниками народов Севера, беседы о якутских композиторах, слушание якутской народной музыки, знакомство с якутскими музыкальными инструментами, танцами народов севера.
«Музыка»
- Продолжать знакомить дошкольников с народными песнями и музыкой народов севера
- Знакомить с народными музыкальными инструментами
«Физическое развитие» (Региональный компонент) :
Развивать интерес к физической культуре и национальным видам спорта.
Воспитывать интерес к национальным играм, традиционным для народов Севера спортивным играм, видам спорта и современным подвижным играм.
Итоговые результаты освоения регионального компонента.
– Любознательный, активный.
- Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает Республику Саха и город Якутск на карте, отмечает их уникальность. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы.
- Узнает на картинках и называет растения – эндемики, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу Республики.
- Имеет базовые знания о животных, птицах родного края – узнает по внешнему виду, может составить краткий описательный рассказ.
-Эмоционально-отзывчивый.
- Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы города Якутска
- Знает стихи, легенды о достопримечательностях Якутии.
- Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы.
- Вместе с взрослыми выполняет доступные природоохранные задания. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов.
- Мотивирует свое отношение к городу и его районам.
– Владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Отражает знания о городе Якутске, в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.
- Проявляет способность решать интеллектуальные и личностные задания, адекватные возрасту.
- Устанавливает причинно-следственные связи между растительным и животным миром с помощью наглядной модели.
– Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
– Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе.
– Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.
Таким образом, цель внедрения в дошкольных образовательных учреждениях Регионального компонента в образовательной программе по ФГОС направлена, на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Материал тем, пополняется, обогащается и усложняется с учетом возрастных особенностей детей.
Предполагается ежедневное наблюдение за погодой; сезонными изменениями; явлениями природы (живой и не живой).
Воспитатель сам должен изучить и знать материал, который планирует преподнести детям.
Материал группы:
- Проект «Моя Якутия» (по каждой теме разработаны презентации совместно с родителями).
Материал тем, пополняется, обогащается и усложняется с учетом возрастных особенностей детей.
Предполагается ежедневное наблюдение за погодой; сезонными изменениями; явлениями природы (живой и не живой).
- Разработаны два путеводителя для детей дошкольного (младшего школьного возраста) «Растения родного края» 1-ячась и 2-я часть
- Познавательная игра – лото «Деревья и кустарники Якутии»
- Дидактическое пособие Лэпбук «Животные Якутии» (тайги, тундры, горных районов)