Ермакова Юлия
Консультация «Ребенок в коллективе со сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок в коллективе со сверстниками
Для детей общение с близкими людьми имеет неоценимое влияние. Для детей знакомыми людьми являются сверстники, с которыми они общаются, соседи по квартире или саду, ученики класса или школы. По мере того как основной вид деятельности ребенка переходит от игры к обучению в школе, личностные характеристики сверстников постепенно отходят на второй план. Однако они по-прежнему ассоциируются с успехами или неудачами в учебной деятельности.
Публикация «Консультация „Ребенок в коллективе со сверстниками“» размещена в разделах
Организация общения может помочь индивиду адаптироваться, а может выбросить ребенка из коллективных интересов и деятельности. В любой детской группе, будь то коллектив или просто группа детей, каждый ребенок занимает свою социальную нишу. От чего зависит, какое место займет ребенок. Причин существует множество. Это и особенности личности, и поведение, и темперамент, и принятие или непринятие учителем, и успехи в учебе. Здесь нет полного перечня официальных социальных статусов детей в группе. В каждом классе и в каждой группе детей есть "лидер". Эти дети обладают развитой речью, хорошими коммуникативными навыками, очень общительны. Они хорошо учатся и все делают хорошо. Некоторые из них - одиночки, которым неинтересна жизнь класса. В каждом классе есть дети, которые не принимают установку на жизнь в классе и вторжение в их личное пространство. К сожалению, почти в каждой группе детей есть дети, отвергнутые группой.
Для них важным фактором, влияющим на способность адаптироваться к социальному статусу и требованиям, является групповое общественное мнение. Оно выражает определенные ценности группы. Если эти ценности позитивны, то они помогают педагогам и родителям найти определенную социальную нишу для своих детей или перевести их из одной социальной группы в другую. Если же общественное мнение негативно, то оно может стать мощным противодействующим фактором, мешающим реализации человеческой задачи взаимодействия педагогов с "отвергнутыми" или "заброшенными" группами населения. Должны ли мы отстраниться от беспристрастного анализа их дружеских отношений, даже если нам, казалось бы, нет дела ни до кого из них? Это не представляется возможным. Нужно изучить мотивы ребенка, побуждающие его дружить с такими детьми. Ведь может случиться так, что ребенок послушен другу и чувствует себя обязанным ему. Это может негативно сказаться на развитии характера ребенка, приучить его к покорной и унизительной позиции. Первый вопрос, который должны задать себе родители: почему ребенок так себя ведет? Что побуждает его к излишней доброте? Возможно, ребенка не понимают дома. Помните, что у пяти-шестилетнего ребенка еще не сформирована потребность в личной дружбе. Он предпочитает быть дома с родителями, братьями и сестрами. Срочные воспитательные меры необходимо принимать и в том случае, если ребенок пытается подружиться с определенными сверстниками и добровольно играет роль "обязательной собаки". Прежде всего необходимо выяснить, что привлекает ребенка в попытках завести друзей таким образом.
Хотя общих рекомендаций по социализации для всех детей не существует, педагогический опыт дает некоторые советы, к которым родителям, бабушкам и дедушкам целесообразно прислушаться.
Советы родителям.
* Помните, что в дружбе дети удовлетворяют свою потребность в общении.
* Никогда не настраивайте своего ребенка против него, даже если вам не нравится его выбор друзей.
* Подрывную деятельность" следует проводить осторожно и медленно.
* Будьте готовы к тому, что результаты ваших усилий могут быть отдаленными.
* Дети быстро и легко сплотятся вокруг.
* Если вы пропустите момент, когда ваш ребенок увлечется "неподходящим другом", действуйте осторожно.
Бабушки и дедушки.
* Принимать друзей внука и внучки всей душой.
* Обсуждать с внуками дружеские планы на жизнь.
* Учить внуков правильно дружить.
* Читать и обсуждать рассказы о друзьях.
* Прекратить ссоры и споры родителей со своими детьми.