Папки-передвижки

Реализация регионального компонента посредством совместных образовательных прогулок с дошкольниками

Айгуль Агалиева
Реализация регионального компонента посредством совместных образовательных прогулок с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития нравственно-патриотического воспитания ребенка. ФГОС ДО рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь.

Публикация «Реализация регионального компонента посредством совместных образовательных прогулок с дошкольниками» размещена в разделах

Национально-региональный компонент, а именно родная природа, культурное наследие - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры, в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей малой родине, к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем. Это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение целостности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному краю, природе – одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально.

Для того, чтобы ребенок проявлял интерес к стране, ее истории, нужно чтобы малая Родина – ближайшее окружение, стало для него объектом познания.

Когда в дошкольном учреждении была открыта башкирская группа, мы выявили проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе, о родном крае в целом. Родители не уделяют должного внимания проблеме нравственно-патриотического воспитания детей. Поэтому была поставлена цель: формирование гражданских чувств, воспитание чувства любви не только к башкирскому языку, но и формирование интереса к Республике Башкортостана.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Дать детям знания о родном крае, городе: история, достопримечательности, мир природы.

2. Познакомить с именами тех, кто прославил город Уфа.

3. Расширить знания детей о флоре и фауне родного края.

4. Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

5. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.

6. Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность.

Реализацию задач мы решили начать с общего ознакомления с нашим краем. Мы познакомили детей с географическим положением Республики Башкортостан. Дети с удовольствием выполняли задания по картам, играли в подвижную игру «Раз, два, три – к карте беги», «Собери карту Башкортостана». Им очень понравилось выполнение творческого задания «На что похожи очертания Республики Башкортостан». В итоге обмена мнениями оказалось, что для большинства детей очертания Республики напоминают голову льва, дубовый лист. Большой интерес был проявлен детьми к просмотру видеороликов о природе и животном мире Башкортостана. После просмотров состоялись обсуждения увиденного, закрепление в игре «Кто больше запомнил».

Дети 6-7 лет имеют осознанную потребность в художественном слове. Используя эту возрастную особенность, мы обратились к художественному слову. Нами были подобраны народные приметы, такие как: погоду определяли по народным преметам, если дует ветер - жди перемены погоды; птицы слетаются к человеческому жилью-жди мороза; солнце прячется за тучу-к снегопаду; редкие облака-к затяжной непогоде. Если в сентябре утренний туман — к снежной зиме. В октябре, листопад прошел быстро — наступит стужа, и зима будет суровой; а если листья остаются зелеными и долго держатся на дереве — зима предстоит короткая и с небольшими морозами. Произведения тему «Родная природа». Например, такие как «Рассказы о родной природе» М. Пришвина, «Синичкин календарь» В. Бианки, «Лесные сказки» Д. Киекбаева, «сказка о тумане» Абрамцева Н. К. стихотворения С. Есенина, Е. Серовой, И. Токмаковой, В. Берестова, В. Жуковского, М. Карим «О березовом листе», пословицы и поговорки о любви к родной земле.

В процессе словесных игр «Доскажи словечко», «Слова – родственники», «Живая природа», «Съедобное – не съедобное», «Назовите растение», «Кто летает», обогащался словарный запас детей, языковое чутье. Развивалось творческое воображение, сообразительность.

На прогулке мы проводим башкирские подвижные игры, такие как: «Юрта». Цель: развивать интерес к башкирским народным играм. Подвижная игра «Хитрая лиса». Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину. Башкирская игра «Липкие пеньки». Цель: познакомить с правилами игры, воспитывать дружеские отношения. Игра м/п «Камешки». Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу. Подвижная игра «Стрелок». Цель: познакомить с правилами игры и умение их соблюдать. Игры – эстафеты: «Кто быстрее», «Бег с ложками», «Донеси ведра с водой». Цель: формировать умение соблюдать правила в игре. Ребята во время игр получили заряд бодрости, энергии и положительные эмоции. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Большинство народных игр требуют от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений, воспитывают в них смелость, коллективизм, честность, развивают выносливость.

В процессе ознакомления с природой родного края я уделила большое внимание расширению представлений о растительном мире нашего края. Мною был подготовлен богатый наглядный материал для изучения растений и животных. Иллюстрации оформили так, чтобы они были эстетичными и прочными. Для ознакомления выбрали тех представителей флоры и фауны, которые встречаются в ближайшем окружении детей: на участке детского сада, около дома, в парках города. Мы использовали их в дидактических играх: «Зоомагазин», «Угадай по первому звуку», «Что где растет», «Кого не стало». Использовали наглядный материал для развития логического мышления в игре «Кто лишний». В процессе игры нужны были знания особенностей способа питания и образа жизни животных. Например, в ряду «воробей, соловей, ворона, сорока» лишним оказался соловей, потому что является перелетной птицей. А в ряду «кузнечик, хорек, богомол, заяц» лишним является заяц, потому что он травоядное животное, а остальные животные – хищники, включая кузнечика.

Летом и осенью мы собирали растения для создания гербария. Процесс закладки растений между листами бумаги, дальнейшее размещение их под пресс и выдержка две-три недели до полного высушивания образцов, вызвали у детей большой интерес к гербарию. С удивление дети обнаружили, что растения видоизменились: поменяли оттенок цвета на более бледный (как листья клена) или наоборот, более насыщенный (фиолетовая петуния, стали очень хрупкими и ломкими. Очень полюбились детям игры с засушенными растениями: «Чего не стало», «Узнай по описанию», «Найди такой же».

Немаловажную роль в закреплении полученных знаний играли наблюдения. Сколько радости было, когда дети видели изученных животных в природе. С восторгом они рассказывали, что видели трясогузку, грача, ворону, дятла, жука — семиточечника (божью коровку, паука – сенокосца. Знания и впечатления о родной природе дети отображали в изобразительной деятельности. В рисовании «Мой край - Башкортостан» были переданы впечатления от рассматривания картины «Природа родного края». С помощью изобразительных средств передали особенности внешнего вида такой яркой птицы, как иволга. Так же отразили отличия между серой вороной и грачом. Это являлось актуальным, потому что зачастую даже взрослые считают черную птицу, разгуливающую по городу и полям, вороной или вороном, и неправильно информируют детей. В процессе рисования «Моя любимая птица» отразились самые яркие впечатления от изученных птиц. Работая над проектом «Садовые цветы родного края», мы так же активно использовали изодеятельность. Петунию и астру новобельгийскую дети изображали акварелью, рудбекию и бархатцы – карандашами, розу мы изобразили в технике объемной аппликации, а циннию изготовили из природных материалов. Использовала я и технику оригами. Мы выполнили работы: бабочки белянка и перламутровка, жук – семиточечник, жаба.

Основным богатством наших родных мест являются обширные земли для возделывания сельскохозяйственных культур. Я обогатила представления детей через просмотр видеоролика «Труд хлебороба», дидактические игры «Из чего приготовлено блюдо», рассматривали иллюстраций по теме «Хлеб – всему голова», разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о труде и хлебе. Особый интерес у детей вызвала практическая деятельность: посев семян пшеницы и ячменя. В процессе посева ребята имели возможность и рассмотреть, и попробовать на ощупь семена, взрыхлить землю, сделать бороздки, посеять и полить семена. Наблюдение за ростом посевов стало ежедневной процедурой, полной удивления и радости: всходы появились очень быстро и подрастали буквально на глазах. Оказалось, что семена ячменя прорастают быстрее пшеницы и ростки имеют более яркий и насыщенный зеленый цвет. А корни растений не уступают в росте и развитии верхней надземной части и уже через несколько дней оплели собой все дно емкости с почвой. Достигнув определенного размера, всходы ячменя и пшеницы стали терять свою силу, и я объяснила, что растениям не хватает питательных веществ в почве, их надо пересадить в открытый грунт. Пересадка посевов вызвала живой отклик у детей. Мы выкопали ямки, полили их и высадили всходы на импровизированное поле, установив рядом карточки с изображением культур. Надеемся до конца мая получить колоски и сравнить их между собой.

Таким образом реализация регионального компонента осуществлялось не только через организованные виды деятельности, но и через совместные прогулки, наблюдения за природой родного края, через башкирские подвижные игры. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Успешное знакомство с родным краем возможно только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводим различные мероприятия:

- Организовали экскурсию в помещении детского сада, где изображены улицы и достопримечательности нашего города. Цель экскурсии: Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, сделать его еще красивее.

- Посетили мини-музей нашего детского сада. Дети увидели, как устроена юрта, узнали, как правильно вести себя в этом доме, и познакомились с историей, хозяйством, семейными традициями башкир. Рассматривали уголок пчеловодства, так как в нашей республике традиционно пчеловодство

- В рамках воспитания патриотических чувств у детей, мы проводим башкирские подвижные игры, такие как: «Юрта». Цель: развивать интерес к башкирским народным играм. Подвижная игра «Хитрая лиса». Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину. Башкирская игра «Липкие пеньки». Цель: познакомить с правилами игры, воспитывать дружеские отношения. Игра м/п «Камешки». Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу. Подвижная игра «Стрелок». Цель: познакомить с правилами игры и умение их соблюдать. Игры – эстафеты: «Кто быстрее», «Бег с ложками», «Донеси ведра с водой». Цель: формировать умение соблюдать правила в игре. Ребята во время игр получили заряд бодрости, энергии и положительные эмоции. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Большинство народных игр требуют от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений, воспитывают в них смелость, коллективизм, честность, развивают выносливость.

На прогулке с детьми наблюдаем за деревьями нашего края, рассматриваем строение деревьев, крону, ствол, расположение веток, сравниваем их друг с другом. Во время наблюдений за деревьями дети отгадывали загадки (Что же это за девица, не швея и не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год: Ель).

Во время прогулки посетили пасеку, которая находится на территории нашего детского сада. Цель: Формировать представление о том, что пчелы – полезные насекомые (собирают цветочный сок-нектар, из которого получается мед). Расширить знания детей о меде, его полезных свойствах. В группе провели предварительную работу, рассматривали и читали энциклопедию раздел: насекомые, пчелы. Провели беседу на тему “Чем полезны мед и продукты пчеловодства?”.

Во время прогулок использовали потешки, пословицы, поговорки такие как: Дружно – не грузно, врозь – хоть брось. Ике кеше бер бул а, илле кеше й булыр. Й умы бул ансы, й ду ы бул ын. Имеешь сто рублей, пусть лучше будут сто друзей. Обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц нашего края.

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумомСоздание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумом Дистанционная педагогическая конференция Доклад на тему: «Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с.

Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента)Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента) Пленённый нежностью заката, Спешит проститься с нами май. Окутав тайной ароматов, Уносит сказку в летний край. Автор: Лора Лета Приход.

Фотоочерк «Удивительное рядом — игра ярких и летних красок в небе» Реализация регионального компонента. Часть 1Фотоочерк «Удивительное рядом — игра ярких и летних красок в небе» Реализация регионального компонента. Часть 1 Лето — время года, когда мы забываем о времени. Ведь когда рассветы сменяются красивыми закатами, время останавливается. Каждый восход и.

Фотоочерк «Карнавал красок осенней листвы в Новосибирске на территории ДОУ». Реализация регионального компонентаФотоочерк «Карнавал красок осенней листвы в Новосибирске на территории ДОУ». Реализация регионального компонента Яркая контрастность при смене времен года – отличительная особенность природы Западной Сибири. Карнавал красок осенней листвы – отличное.

Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2 Наша планета Земля – это огромный шар. Единственная планета, на которой существует жизнь. Она гостеприимна. Она вмещает в себя миллионы.

Карточки прогулок на сентябрь, с учетом регионального компонента для детей подготовительной к школе группы Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию картотеку прогулок с учетом регионального компонента на СЕНТЯБРЬ для детей подготовительной.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию»Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию» В нашей области и стране в целом, сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация регионального компонента посредством совместных образовательных прогулок с дошкольниками
Опубликовано: 11 октября 2023 в 11:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация регионального компонента посредством совместных образовательных прогулок с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Агалиева (УИ 1282709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД