Марина Комарова
«Развитие словаря дошкольников в плане профилактики трудностей школьного обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.
Публикация «„Развитие словаря дошкольников в плане профилактики трудностей школьного обучения“» размещена в разделах
На тот факт, что трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности с развитием словаря, указывают в своих работах Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, Е. М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, но более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.
Речевое развитие ребенка 6-7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть лексические значения слов (Д. Б. Эльконин).
В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом : оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению. Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при правильном чтении, а в старших классах возникают ошибки при подборе проверочных слов на письме.
1. Закономерности развития словарного запаса дошкольников в онтогенезе
Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.
Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным-употребление их в речи. Развитие словаря ребенка тесно связано с одной стороны, с развитием мышления и других психических функций, а сдругой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. При благоприятных социальных условиях и правильном воспитании обогащается жизненный опыт ребёнка, совершенствуется его деятельность, развивается общение с окружающим миром, людьми. Всё это приводит к активному росту лексикона, который увеличивается очень быстро (Е. А. Аркин, А. Н. Гвоздев, Т. Н. Наумова, Е. Ю. Протасова, В. К. Харченко, В. Штерн).
Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни (10-12 слов); в конце второго года жизни лексический состав составляет 300-400 слов; к трём годам - 1500 слов; к четырём - 1900; в пять лет - до 2000 - 2500, в шесть семь лет - до 3500- 4000 слов.
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Лексикон растёт как количественно, так и качественно. Так дети в возрасте трёх-четырёх лет, владея достаточным количеством слов, правильно называют предметы и явления, обозначают качества предметов и действий, свободно образуют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. К четырём годам ребёнок накапливает определённый лексический запас, который содержит все части речи. Превалирующее место в употребляемой детьми лексики занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, они начинают употреблять прилагательные и местоимения.
Дети - дошкольники в пять-шесть лет уже могут образовывать прилагательные от существительных, различные части речи от одного корня (бегун - бежать - бегущий, певец - петь - поющий, синий - синеть - синева, а также существительные от прилагательных. В высказываниях детей этого возраста появляются разнообразные слова, которые выражают состояние и переживание, начинает развиваться связная речь (В. В. Гербова, Г. М. Лямина).
Уточнение смыслового содержания слов к старшему дошкольному возрасту набирает силу. В речи наряду с употреблением слов с обобщающим значением применяются слова с отвлечённым значением (радость, печаль, храбрость). Сначала дошкольники не осознанно используют метафоры в своей речи, но в старшем возрасте наблюдаются осознанные случаи употребления метафоры. У них появляется большой интерес к слову и его значению (В. К. Харченко). Словарь старшего дошкольника активно обогащается за счёт слов, придуманных ими. В этом возрасте словотворчество составляет одну из важных особенностей детской речи. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря. Ядро семантического поля составляют наиболее частые слова, обладающие выраженными семантическими признаками. По мере развития мышления детей и их речи лексика не только обогащается, но и систематизируется.
Происходит как объединение слов в семантические поля, так и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия.
2. Игры, способствующие развитию словаря.
Р. И. Лалаевой выделены следующие направления развития словаря.
1. Расширение объема словаря.
2. Уточнение значения слова.
3. Развитие структуры значения слова.
4. Формирование семантических полей и лексической системности.
5. Расширение связей между словами в лексиконе.
Заключение
Итак, развитие словаря дошкольников, играет большую роль в плане профилактики трудностей школьного обучения. Чем богаче у ребёнка словарный запас, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует развитие у него речевых навыков.
Значительное место в коррекционной работе логопеда занимает словарная работа : расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые упражнения.
Неравнодушное и грамотное отношение взрослых к проблеме развития словаря дошкольника принесет плоды радости и удовлетворения от успехов в учебе, стройности речевых оборотов, их точности и образности. Ведь логичная богатая речь-залог успеха во многих областях знания.