Диана Асомадинова
Памятка для родителей «Развитие дыхания в мини-играх»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей
«Развитие дыхания в мини - играх»
Составитель:
Учитель – логопед
Асомадинова Д. В.
2019
Содержание
1. Дыхание. Физиологическое и речевое.
2. Термин дыхательная гимнастика. Ее цели.
3. Дыхательная гимнастика :
3.1 для шипящих звуков
3.2 для свистящих звуков
3.3 для сонорные звуки
Публикация «Памятка для родителей „Развитие дыхания в мини-играх“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
3.4 комплекс общеразвивающих дыхательных упражнений
4. Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.
5. Список литературы.
1. Дыхание. Физиологическое и речевое.
Дыхание для человека является привычной физиологической потребность и что в нем можно тренировать! Что такого необычного во вдохе-выдохе! В большинстве случаем, дыхательным упражнениям отводится скромное место в конце гимнастических комплексов для расслабления организма. Однако, не стоит недооценивать роль дыхательных упражнений в гармоничном развитии ребенка.
Главная роль дыхания - снабжение кислородом важнейшие органы растущего организма, сердце и головной мозг, органы пищеварения (для того чтобы пища в желудке переварилась и усвоилась, ей тоже нужен кислород). Насыщенная кислородом кровь быстрее бежит по венам, улучшая обмен веществ.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание также является важной частью речи. К органам дыхания относятся :
грудная клетка;
дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи).
легкие;
Различают два вида дыхания :
физиологическое (неречевое) речевое (фонационное)
Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.
Речевое (или фонационное) дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Различия между физиологическим и речевым дыханием представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Речевое дыхание Физиологическое дыхание
Фазы Вдох – пауза - выдох Вдох – выдох -пауза
Продолжительность вдоха - выдоха Выдох намного длиннее вдоха Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое
Количество дыхательных движений
Число дыхательных движений
вдвое меньше, чем при обычном выдохе Число дыхательных движений
вдвое больше, чем при речевом дыхании
Объем вдыхаемого и
выдыхаемого
воздуха
Значительно увеличивается
объем вдыхаемого
и выдыхаемого воздуха
Объем вдыхаемого и выдыхаемого
воздуха в три раза меньше,
чем при речевом дыхании
Длина вдоха
Вдох более короткий и
более глубокий
Вдох длиннее, чем при речевом
дыхании, и менее глубокий
Осуществление дыхания Управляемый процесс Бесконтрольно
2. Термин дыхательная гимнастика. Ее цели.
Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений для формирования воздушной струи.
Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками – это, прежде всего, укрепление здоровья. Значение такой гимнастики для общего физического развития детей велико, ведь:
- упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребенка;
- упражнения учат детей управлять своим дыханием, что в свою очередь формирует умение управлять собой;
- правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребенка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;
- дыхательная гимнастика – отличная профилактика болезней органов дыхания.
3. Дыхательная гимнастика для :
3.1 шипящих звуков
Чтобы научиться шипеть, как змея – Ш-Ш-Ш, нужно научиться правильно и сильно дуть. Помогут несколько дыхательных упражнения. Выполняй их ежедневно
«Загони мяч»
Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).
«Фокус»
1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).
2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
Сделай вдох через нос.
Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
ВНИМАНИЕ!
Следите, чтобы ребенок дул с силой, резко. Если слышится что-то похожее на звук [X], значит, ребё нок дует неверно: воздушная струя слишком рассеянная и «фокуса» не получится — ватка не полетит вверх.
«Жук»
Сядь, руки разведи в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, покажи, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Шину прокололи»
Сделай легкий вдох, выдыхая покажи, как медленно выходит воздух через прокол в шине «ш-ш-ш».
«Аист»
Стой прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш (6-7 раз).
.
3.2 свистящих звуков
Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
«Чей ветерок сильнее?»
Вытяни губы трубочкой, набери воздух и с силой дуй на руку себе или маме\папе. Выполни 3-4 раза и отдохни.
«Сдуй снежинку»
Улыбнись, немного высунь язык и положи широкий язык на нижнюю губу. Сделай вдох и, как бы произнося долгий звук [Ф-Ф-Ф], сдуй «снежинку» (ватный комочек) с ладони.
Повтори несколько раз, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на все большее расстояние.
«Змейка»
Приклей длинную и узкую полоску бумаги одним концом к кончику языка и держи его между губ, начинай дуть, пока полоска не будет дрожать.
Другой, свободный конец можно поддержать ладошкой в горизонтальном положении.
«Задуй упрямую свечу»
Держи в правой руке цветные полоски бумаги; левую ладонь положи на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу», произнося [с-с-с]
3.3 сонорных звуков
«Фокус»
1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).
2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
Сделай вдох через нос.
Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
«Волна»
Положи на кончик языка полоску бумаги, кончик языка прижми к верхним бугоркам. Сильно выдыхай на полоску бумаги.
3.4 комплекс общеразвивающих дыхательных упражнений :
«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребёнку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8 – 10 раз).
«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
«Маятник» - сесть по- турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3с., наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3-4 раза.
«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т. д.)
«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счёт 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1-5 медленно выдохнуть.
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.
«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3с). Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.
«Комарик» - сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3с). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3с). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 с).
4. Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики :
1. Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
2. Занятия проводить до еды.
3. Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
4. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
5. Выдох должен быть длительным, плавным.
6. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
7. В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
8. Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
9. Достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.
10. Дозировать количество и темп проведения упражнений.
11. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды.
Желаю Вам и вашим детям удачи в постановке правильного речевого дыхания.
Помните, что это немаловажная составляющая хорошей речи!
Список использованной литературы:
1. М. Н. Щетинин Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва 2007
2. Воронина, Червякова: Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. - Издательство: Детство-Пресс, 2017 г.
3. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Е Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. – М. :Книголюб, 2004.