Ирина Геннадьевна Богданчикова
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Волшебный мир электричества»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в подготовительной группе
Тема: «Волшебный мир электричества»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность»,
«Коммуникация»
Задачи:
1) Расширять представления о том, где «живет» электричество;
знакомить детей с причиной возникновения и появления статического электричества;
(«Познание»)
Публикация «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников „Волшебный мир электричества“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
2) Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. («Познание»)
3) закреплять правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами, соблюдая меры безопасности. («Безопасность»)
4) Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе. («Социализация»)
5) развивать грамматически правильную речь, расширять словарный запас детей.
«Коммуникация»
Методы и приемы: (по методике Н. А. Коротковой)
- практические: Д/игра «Как предметы помогают человеку»; двигательная пауза (игра) «Ток бежит по проводам»; аппликация и рисование на тему «Наши добрые помощники»; проведение опытов и экспериментов
- наглядные: фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности»; рассматривание картинок бытовых электроприборов; знакомство с работой стиральной машины.
- словесные: беседы о бытовых электроприборах, отгадывание загадок
Материалы и оборудование: (по методике Н. А. Коротковой)
Две игрушки: одна с батарейкой, вторая без нее, цветные воздушные шары (по количеству детей, деревянные палочки (по числу детей, тарелочки, кусочки шерстяной ткани; шерстяной платок, кружочки пенопласта, две емкости, вода, перец черный, сахар, ноутбук, медиаустановка; карточки с заданием.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
(по методике Н. А. Коротковой)
Познавательно-исследовательская Наблюдения, экспериментирование, дидактические игры
Игровая Игровые ситуации, игры дидактические.
Продуктивная Деятельность в изостудии.
Двигательная Игровые упражнения, двигательные паузы, физминутки.
Коммуникативная Беседы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы
Чтение художественной литературы (восприятие) Рассказывание, обсуждение, разучивание
Трудовая Познавательные опыты и задания, совместный (коллективный) труд
В соответствии с СанПиНом – п. 6.13., 12.22.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
8. Игровой прием: вносится игрушка «Робот» (без батареек);
Приглашение в мир «Волшебства»
Демонстрация различных электроприборов (игрушек) на ковре.
Загадки о электроприборах;
Беседа «Добрые волшебники, помогают нам везде». Что заставляет домашние машины трудиться?
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(пылесос)
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз,
И теперь мороз седой
дома летом и зимой
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(холодильник)
Четыре теплых солнца
У бабушки на кухне,
Четыре теплых солнца
Горели и потухли.
Сварили кашу и уху,
Спасибо солнцам за еду.
(Эл. плита)
Мигнет, моргнет,
В пузырек уйдет.
Пузырек под потолок
Ночью в комнате денек.
(лампа)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(утюг)
Дом на ножках,
Посреди – окошко.
Засветится окно,
Появится кино.
(телевизор)
Игровая деятельность : «Как предметы помогают человеку».
Вам нужно соединить карточки, найти пару.
Волосы – фен
Спящий человек - будильник
Ночь – фонарь
Чашка – электрический чайник
Ковер – пылесос
Письменный стол – настольная лампа
Фотография – фотоаппарат
Платье – швейная машинка
Беседа «Как пришло к нам электричество».
(с показом слайд-картинок)
Двигательная пауза «Ток бежит по проводам» :
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Приглашает детей в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе электричество.
Опыт 1. «Волшебные шарики»
Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
Опыт 2 «Ожившие волосы».
Опыт 3. «Танцующие разноцветные шарики».
Воспитатель натирает пластик шерстяным лоскутиком, накрывает коробку.
Опыт 4. «Помоги Маме»
Способ разделения сахара и перца.
Воспитатель приглашает пройти к столу, где стоят емкости с сахаром и перцем.
Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт 5.«Как увидеть молнию?»
Воспитатель приглашает детей пройти к последнему столу. Натирает сложенные друг на друга кусочки ткани воздушным шариком. Подносит к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань.
Слайд-беседа
«Правила пользования электроприборами»
Воспитатель: Какие правила безопасного пользования электричеством и электрическими приборами вы знаете?
Заключительная часть:
«Что мы видели не скажем, а что делали покажем!»
Игровой прием: «Робот» дарит нам Энциклопедию.
Рассматривают игрушку, помогают вставлять батарейки, отправляются в мир «Волшебства»
Рассматривают электроприборы.
Отгадывают загадки.
Отвечают на поставленные вопросы. (Электрический ток).
Дети делятся на две команды: у первой карточки с изображением эл. прибора; у второй – для чего этот предмет нужен.
(дети находят себе пару)
Слушают воспитателя про электрический ток, отвечают на вопросы.
Встают в круг, берутся за руки и поочередно поднимают их на слова воспитателя.
Дети подходят к «волшебным столам», рассматривают лежащие предметы.
Дети трут шарики (индивидуальный шарик у каждого ребенка) о волосы и прикладывают к шерстяному платку
Дети натирают расческу (индивидуально у каждого ребенка) о шерстяную тряпочку, прикладывают к волосам.
Дети встают вокруг стола, где коробочка с цветным пенопластом накрыта оргстеклом. Дети с интересом наблюдают как шарики
«зашевелились, запрыгали».
Вариант 1. Ребенок (под наблюдением взрослого) добавляет в одну из емкость воду и наблюдают, что происходит. (Сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще).
Вариант 2.
Дети (каждый индивидуально) натирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси перца и сахара К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость.
Дети наблюдают, помогают педагогу разъединить ткань.
Дети рассказывают по слайдам правила пользования электроприборами; отвечают на вопросы детей
Дети возвращаются в группу
Игрушка «Робот» заработала, оказались в стране «Волшебства»
Закрепление правил безопасного обращения с бытовыми электроприборами.
Развитие мыслительной активности;
активизация словаря детей.
Развитие мыслительной активности, умение анализировать, делать вывод;
Воспитание умения работать в коллективе.
Формирование
представления о том, где «живет» электричество.
Развитие двигательной активности
Формирование умения наблюдать; Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Дети узнают, что в волосах живет электричество, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к платку.
Электричество живет не только в волосах, но и в материале.
Дети узнают, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности, закреплять знания о статическом электричестве
Формирование умения наблюдать и делать вывод.
Дети приходят к выводу, что этот вариант негодится: сахар растворяется.
Дети делают вывод:
перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества.
Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась, появился треск – проявление электричества.
Закрепить правила безопасного обращения электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Обмениваются своими впечатлениями.
Мотивация на
дальнейшие действия.
Итоговое мероприятие: Рисование на тему: «Мы – великие волшебники».