Яковлева Елизавета
Конспект занятия «Растительность Алтайского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей об особенностях растительного мира Алтайского края.
Задачи:
- расширить знания детей о деревьях, кустарниках, лекарственных растениях и цветах, которые растут на территории Алтайского края;
- обогатить представления детей о растительности Алтайского края;
- развивать логическое мышление, зрительное внимание;
-продолжать учить группировать и классифицировать объекты;
Публикация «Конспект занятия „Растительность Алтайского края“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Алтая
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
- развивать связную речь, учить детей отвечать полным распространённым предложением;
- развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность;
- формировать интерес к растительному миру и бережное к нему отношение;
- воспитывать любовь к родному краю;
- воспитывать бережное отношение к родной природе.
Предварительная работа:
наблюдение за деревьями и кустарниками на территории ДОУ; беседы о природе Алтайского края; рассматривание фотографий и иллюстраций о природе; чтение художественной литературы о родной природе; чтение пословиц, стихотворений о родном крае; рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях, гербариев; просмотр видеофильма «Детям о лекарственных растениях».
Материал (оборудование) : презентация «Растительность Алтайского края»; сухие листья разных деревьев, карточки с названием дерева; карточки для игры «С какого дерева урожай?», маркеры; карточки для игры «Ботаническое лото» для каждого ребенка разные; картинки лекарственных растений; распечатанные карточки с изображением овощей для игры «Узнай по контуру»;
Ход занятия:
Воспитатель: добрый день дорогие ребята, я рада вас всех видеть на нашем занятие, прежде чем начать занятие, мы с вами поприветствуем друг друга.
Игра-приветствие «Посмотрите на нас!»
Игра в кругу
Посмотрите вы на нас!
(Руки в центр круга)
Мы - ребята, суперкласс!
(Руки к себе, большой палец – вверх)
Дружные и смелые,
(Обнялись, руки на плечи соседа)
А ещё – умелые!
Можем многое мы делать,
(Шагаем на месте)
Клеить, резать, шить, плести,
(Движения по тексту)
Хорошо себя вести!
(Обняли себя за плечи)
Посмотрите вы на нас!
(Руки в центр круга)
Мы - ребята, суперкласс!
(Руки к себе, большой палец – вверх)
Воспитатель: А теперь можно начать занятие, согласны?
Слайд 1-13 -А чтобы узнать, о чем будет наше занятие нужно отгадать несколько загадок, отгадки которых помогут нам догадаться.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель) Погадаю на любовь,
Лепестки сорву я вновь,
Цветок белый вдохновляет,
Внутри солнышко сияет. (Ромашка)
Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберём,
Полезных плодов для аптеки нарвём.
(Шиповник) Есть у родственницы елки
Не колючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(Лиственница)
Его весной и летом
Мы видим одетым,
А осенью с бедняжки
Слетают все рубашки. (Дерево) Встречаются они в природе
В лесу, на поле, в огороде.
Для жизни воздух очищают,
Газ углекислый поглощают. (растения)
Воспитатель: Ну что догадались? Дайте полный ответ, полным предложением.
Ребята ваш ответ верен.
Слайд 14 -Сегодня мы будем говорить о растительном мире нашего родного Алтайского края, об особенностях растительности на Алтае.
И я вам предлагаю отправиться в путешествие в Растительный мир Алтайского края.
Воспитатель: - Что такое растительность, как вы понимаете значение этого слова?
Слайд 15 - Воспитатель: Флора Алтайского края богата и разнообразна. На растительность здесь оказывали влияние и геологическая история развития территории, и климат, и своеобразный рельеф.
На Алтае встречаются практически все типы растительности северной и центральной Азии, Восточного Казахстана, европейской части России.
Сегодня мы поговорим о некоторых видах растительности.
1. Леса Алтая (деревья)
Слайд 16 - Воспитатель: Первое куда мы заглянем в этом растительном мире – это лес. Леса покрывают большую часть Алтайского края.
Слайд 17 -Одно из самых известных чудес Алтая – ленточные сосновые боры. Такого природообразования нет больше нигде в мире. Сразу пять сосновых боров тянутся параллельно друг другу от Оби до Иртыша. Биологи объясняют удивительное расположение растений тем, что в доисторическую эпоху большую часть Алтая занимало море. Со временем воды моря стекали в сторону Аральского бассейна. И по пути, на месте образования ложбин, стали расти сосны.
Слайд 18 - Второе чудо Алтая – черневая тайга. Здесь сосны растут рядом с пихтами, а могучие сибирские кедры окружены кудрявыми березами. Очень распространены лиственные леса. Алтайская лиственница высоко ценится в строительстве.
-Какие вы знаете деревья, которые растут у нас на Алтае в лесу? Можете их назвать?
Слайд 19 - Очень распространенное на Алтае дерево — лиственница. Древесина ее твердая и прочная, прекрасно сохраняющая свои качества и в земле, и в воде. Лиственница является ценнейшим строительным материалом: из нее возводят дома, которые могут простоять столетия, делают плотины, сооружают мосты, причалы, используют для изготовления железнодорожных шпал и телеграфных столбов.
Слайд 20 - Сибирская кедровая сосна, кедр — знаменитая древесная порода алтайских лесов. Древесина кедра высоко ценится — легкая, прочная и красивая, она широко используется в народных промыслах для изготовления различных изделий. Из кедровой доски делают мебель, тару для пищевых продуктов, изготавливают карандашную дощечку. Огромной популярностью пользуются кедровые орехи, из которых производят ценное масло, находящее применение в медицине и при изготовлении высокоточных оптических приборов. Кедровая живица является сырьем для бальзама.
Слайд 21 - Растут на Алтае смешанные леса, где можно часто встретить берёзу, тополь, осину, липу и калину.
- На равнинах края встречаются берёзовые, а так же смешанные «колки» Колки – это небольшие рощи из деревьев.
- А ещё в Алтайском крае много плодовых деревьев, на которых много много разных фруктов и ягод.
- Назовите какие вы знаете плодовые деревья?
Воспитатель: А теперь поиграем и узнаем, как вы запомнили деревья.
Слайд 22
Дидактическая игра «Чей листок?»
Дидактическая игра «С какого дерева урожай?»
(нужно провести линию от плода до дерева, на котором он растет, работа с карточками)
Слайд 23 - 2. Склоны Алтайских гор
Воспитатель: Далее отправляемся на склоны алтайских гор, в Алтайском крае есть горные местности, на которых тоже растет очень много растений. А некоторые из них могут расти только на горе и нигде больше.
– На склонах гор растет много красивых цветов, которые занесены в Красную книгу как редкие и исчезающие.
Слайд 24 - Высоко на склонах гор Алтая встречается эдельвейс.
Слайд 25–Красиво ранней весной на склонах гор, которые покрыты яркими малиново-фиолетовыми цветами маральника.
Слайд 26 -Часто встречаются лапчатка, можжевельник.
Слайд 27 -А ещё славен Алтай зарослями кустарника облепихи, из которой изготавливают ценное лекарств облепиховое масло.
Слайд 28
Дидактическая игра «Ботаническое лото»
Воспитатель: Засиделись мы ребята, сейчас сделаем разминку.
Физкультминутка «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивание, руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивание, руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо- влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо – влево, вперед – назад)
Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся)
Слайд 29 3. Луга и степи Алтая (лекарственные растения) :
Воспитатель: Отправляемся к следующему типу растительности Алтайского края.
– Что растёт в степях? Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?
- Какие растения можно назвать лекарственными?
Слайд 30 – На лугах растёт очень много лекарственных растений : полынь, зверобой, тысячелистник пустырник. Также и в степях растут лекарственные растения.
- На таежных лугах с горным разнотравьем пчелы собирают исключительно ароматный мед, слава о котором известна далеко за пределами нашей страны.
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Слайд 31 - Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Слайд 32 - Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Слайд 33 - Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Слайд 34 - Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Слайды 35-38 - Из лекарственных растений на территории Алтайского края наиболее известны маралий и золотой корень (родиола розовая, бадан и валериана, одуванчик и марьин корень, адонис весенний, солодка и др. Свыше десяти видов реликтовых растений растет на Алтае. Среди них — копытень европейский, брунера, ясменник душистый, цирцея.
Слайд 39
Дидактическая игра «Найди растение по описанию»
Давайте поиграем в игру, я загадываю загадки, а вы среди картинок, которые лежат на столе находите отгадку, ребята я приготоыила картинки, на которых изображены растения, о которых мы сегодня не говорили, но уверена, что вы их узнаете.
1. Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу я в карманчик
Бывший (одуванчик)
2. «На лесной опушке
Стоят подружки
Платьица белены
Шапки зелены»
(березка).
3. Путника друг -
Скромный, невзрачный листок
Ты на пораненный палец
Влажной заплаткою лег
Многим у нас невдомек
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног»
(Подорожник). 4. Растет зеленою стеной
Ее обходят стороной
Колючая и злая дива
Крапива)
5 .А Белая корзинка – Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
Дидактическая игра «Третий лишний»
4. Поля Алтая
Слайд 40 - Воспитатель: Сейчас мы побываем на наших широких и просторных полях Алтая, ведь поля, как и леса занимают немалую часть нашего Алтая. А чем же богаты наши поля мы сейчас и узнаем.
-А как вы себе представляете поле?
- Что такое поле? Что на нем может расти?
Слайд 41 - Основная злаковая культура Алтайского края – пшеница твердых сортов. Из пшеничной муки пекут хлеб, делают макароны, манную крупу.
Слайд 42 - Рожь. Из ржаной муки пекут чёрный хлеб.
Слайд 43- Ячмень даёт перловую крупу, идёт на корм скота.
Слайд 44 Из зёрен овса делают овсяные хлопья, идёт на корм скота.
Слайд 45 - Кукурузу на зерно выращивают в южных районах (это теплолюбивая культура). В более северных районах зерно кукурузы не вызревает. Ещё из кукурузы получают силос, который идёт на корм скоту.
Слайд 46-47- Рапс и подсолнечник являются масличными культурами.
Слайд 48- Из проса получают крупу, из которой варят пшенную кашу.
Слайд 49 - Из гречихи получают гречневую крупу.
Слайд 50 - В Алтайском крае выращивают кормовую и сахарную свёклу.
- Также на полях выращивают овощи в большом количестве, эти овощи мы потом покупаем в магазине.
Слайд 51
Игра «Узнай по контуру»
Зрительная гимнастика “Игривая ромашка”.
(Прослеживание глазами за траекторией движения “игривой ромашки”)
Слайд 52 -5. Кустарники Алтая
Воспитатель:
Слайд 53-57 - Кустарников в крае произрастает несколько десятков видов, многие из которых дают съедобную ягоду — малина, ежевика, смородина, жимолость, голубика, брусника.
Вопросы про кустарники:
- Название, каких кустарников запомнили?
- Какие кустарники вы ещё знаете? Назовите их?
- Скажите, а плоды с этих кустарников можно кушать? Какие они на вкус?
- Чем полезны плоды кустарников?
- Как вы думаете зачем нужны кустарники?
-Чем отличаются кустарники от деревьев?
Слайд 58
Словесная игра «Назови ласково» (с мячом в кругу)
Игра «Один - много»
Слайд 59 Итоги занятия :
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, вам понравилось путешествовать?
- Где мы с вами путешествовали? Отвечайте полным предложением.
- Что вы уже знали из того о чем мы сегодня говорили?
-Что вы нового узнали сегодня?
- Как вы считаете вы справились со всеми зданиями? Трудности возникали?
- Что вам понравилось больше всего на занятии?
- Что вам не понравилось на занятие?
- Как вы считаете занятие помогло вам узнать новую и интересную информацию или нет? Объясните почему?
- Как вы оцените свою деятельность на занятие?
Слайд 60
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, благодарю вас что вы по путешествовали вмести со мной. Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями, ответили на все вопросы, запомнили много нового, а также рассказали мне тоже много интересной информации. Желаю успехов!