МААМ-картинки

Конспект занятия «Растительность Алтайского края»

Яковлева Елизавета
Конспект занятия «Растительность Алтайского края»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование представлений детей об особенностях растительного мира Алтайского края.

Задачи:

- расширить знания детей о деревьях, кустарниках, лекарственных растениях и цветах, которые растут на территории Алтайского края;

- обогатить представления детей о растительности Алтайского края;

- развивать логическое мышление, зрительное внимание;

-продолжать учить группировать и классифицировать объекты;

Публикация «Конспект занятия „Растительность Алтайского края“» размещена в разделах

- развивать связную речь, учить детей отвечать полным распространённым предложением;

- развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность;

- формировать интерес к растительному миру и бережное к нему отношение;

- воспитывать любовь к родному краю;

- воспитывать бережное отношение к родной природе.

Предварительная работа:

наблюдение за деревьями и кустарниками на территории ДОУ; беседы о природе Алтайского края; рассматривание фотографий и иллюстраций о природе; чтение художественной литературы о родной природе; чтение пословиц, стихотворений о родном крае; рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях, гербариев; просмотр видеофильма «Детям о лекарственных растениях».

Материал (оборудование) : презентация «Растительность Алтайского края»; сухие листья разных деревьев, карточки с названием дерева; карточки для игры «С какого дерева урожай?», маркеры; карточки для игры «Ботаническое лото» для каждого ребенка разные; картинки лекарственных растений; распечатанные карточки с изображением овощей для игры «Узнай по контуру»;

Ход занятия:

Воспитатель: добрый день дорогие ребята, я рада вас всех видеть на нашем занятие, прежде чем начать занятие, мы с вами поприветствуем друг друга.

Игра-приветствие «Посмотрите на нас!»

Игра в кругу

Посмотрите вы на нас!

(Руки в центр круга)

Мы - ребята, суперкласс!

(Руки к себе, большой палец – вверх)

Дружные и смелые,

(Обнялись, руки на плечи соседа)

А ещё – умелые!

Можем многое мы делать,

(Шагаем на месте)

Клеить, резать, шить, плести,

(Движения по тексту)

Хорошо себя вести!

(Обняли себя за плечи)

Посмотрите вы на нас!

(Руки в центр круга)

Мы - ребята, суперкласс!

(Руки к себе, большой палец – вверх)

Воспитатель: А теперь можно начать занятие, согласны?

Слайд 1-13 -А чтобы узнать, о чем будет наше занятие нужно отгадать несколько загадок, отгадки которых помогут нам догадаться.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель) Погадаю на любовь,

Лепестки сорву я вновь,

Цветок белый вдохновляет,

Внутри солнышко сияет. (Ромашка)

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберём,

Полезных плодов для аптеки нарвём.

(Шиповник) Есть у родственницы елки

Не колючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.

(Лиственница)

Его весной и летом

Мы видим одетым,

А осенью с бедняжки

Слетают все рубашки. (Дерево) Встречаются они в природе

В лесу, на поле, в огороде.

Для жизни воздух очищают,

Газ углекислый поглощают. (растения)

Воспитатель: Ну что догадались? Дайте полный ответ, полным предложением.

Ребята ваш ответ верен.

Слайд 14 -Сегодня мы будем говорить о растительном мире нашего родного Алтайского края, об особенностях растительности на Алтае.

И я вам предлагаю отправиться в путешествие в Растительный мир Алтайского края.

Воспитатель: - Что такое растительность, как вы понимаете значение этого слова?

Слайд 15 - Воспитатель: Флора Алтайского края богата и разнообразна. На растительность здесь оказывали влияние и геологическая история развития территории, и климат, и своеобразный рельеф.

На Алтае встречаются практически все типы растительности северной и центральной Азии, Восточного Казахстана, европейской части России.

Сегодня мы поговорим о некоторых видах растительности.

1. Леса Алтая (деревья)

Слайд 16 - Воспитатель: Первое куда мы заглянем в этом растительном мире – это лес. Леса покрывают большую часть Алтайского края.

Слайд 17 -Одно из самых известных чудес Алтая – ленточные сосновые боры. Такого природообразования нет больше нигде в мире. Сразу пять сосновых боров тянутся параллельно друг другу от Оби до Иртыша. Биологи объясняют удивительное расположение растений тем, что в доисторическую эпоху большую часть Алтая занимало море. Со временем воды моря стекали в сторону Аральского бассейна. И по пути, на месте образования ложбин, стали расти сосны.

Слайд 18 - Второе чудо Алтая – черневая тайга. Здесь сосны растут рядом с пихтами, а могучие сибирские кедры окружены кудрявыми березами. Очень распространены лиственные леса. Алтайская лиственница высоко ценится в строительстве.

-Какие вы знаете деревья, которые растут у нас на Алтае в лесу? Можете их назвать?

Слайд 19 - Очень распространенное на Алтае дерево — лиственница. Древесина ее твердая и прочная, прекрасно сохраняющая свои качества и в земле, и в воде. Лиственница является ценнейшим строительным материалом: из нее возводят дома, которые могут простоять столетия, делают плотины, сооружают мосты, причалы, используют для изготовления железнодорожных шпал и телеграфных столбов.

Слайд 20 - Сибирская кедровая сосна, кедр — знаменитая древесная порода алтайских лесов. Древесина кедра высоко ценится — легкая, прочная и красивая, она широко используется в народных промыслах для изготовления различных изделий. Из кедровой доски делают мебель, тару для пищевых продуктов, изготавливают карандашную дощечку. Огромной популярностью пользуются кедровые орехи, из которых производят ценное масло, находящее применение в медицине и при изготовлении высокоточных оптических приборов. Кедровая живица является сырьем для бальзама.

Слайд 21 - Растут на Алтае смешанные леса, где можно часто встретить берёзу, тополь, осину, липу и калину.

- На равнинах края встречаются берёзовые, а так же смешанные «колки» Колки – это небольшие рощи из деревьев.

- А ещё в Алтайском крае много плодовых деревьев, на которых много много разных фруктов и ягод.

- Назовите какие вы знаете плодовые деревья?

Воспитатель: А теперь поиграем и узнаем, как вы запомнили деревья.

Слайд 22

Дидактическая игра «Чей листок?»

Дидактическая игра «С какого дерева урожай?»

(нужно провести линию от плода до дерева, на котором он растет, работа с карточками)

Слайд 23 - 2. Склоны Алтайских гор

Воспитатель: Далее отправляемся на склоны алтайских гор, в Алтайском крае есть горные местности, на которых тоже растет очень много растений. А некоторые из них могут расти только на горе и нигде больше.

– На склонах гор растет много красивых цветов, которые занесены в Красную книгу как редкие и исчезающие.

Слайд 24 - Высоко на склонах гор Алтая встречается эдельвейс.

Слайд 25–Красиво ранней весной на склонах гор, которые покрыты яркими малиново-фиолетовыми цветами маральника.

Слайд 26 -Часто встречаются лапчатка, можжевельник.

Слайд 27 -А ещё славен Алтай зарослями кустарника облепихи, из которой изготавливают ценное лекарств облепиховое масло.

Слайд 28

Дидактическая игра «Ботаническое лото»

Воспитатель: Засиделись мы ребята, сейчас сделаем разминку.

Физкультминутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивание, руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивание, руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы,

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо- влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо – влево, вперед – назад)

Он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся)

Слайд 29 3. Луга и степи Алтая (лекарственные растения) :

Воспитатель: Отправляемся к следующему типу растительности Алтайского края.

– Что растёт в степях? Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

- Какие растения можно назвать лекарственными?

Слайд 30 – На лугах растёт очень много лекарственных растений : полынь, зверобой, тысячелистник пустырник. Также и в степях растут лекарственные растения.

- На таежных лугах с горным разнотравьем пчелы собирают исключительно ароматный мед, слава о котором известна далеко за пределами нашей страны.

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.

Слайд 31 - Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Слайд 32 - Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Слайд 33 - Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Слайд 34 - Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Слайды 35-38 - Из лекарственных растений на территории Алтайского края наиболее известны маралий и золотой корень (родиола розовая, бадан и валериана, одуванчик и марьин корень, адонис весенний, солодка и др. Свыше десяти видов реликтовых растений растет на Алтае. Среди них — копытень европейский, брунера, ясменник душистый, цирцея.

Слайд 39

Дидактическая игра «Найди растение по описанию»

Давайте поиграем в игру, я загадываю загадки, а вы среди картинок, которые лежат на столе находите отгадку, ребята я приготоыила картинки, на которых изображены растения, о которых мы сегодня не говорили, но уверена, что вы их узнаете.

1. Золотой и молодой

За неделю стал седой

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу я в карманчик

Бывший (одуванчик)

2. «На лесной опушке

Стоят подружки

Платьица белены

Шапки зелены»

(березка).

3. Путника друг -

Скромный, невзрачный листок

Ты на пораненный палец

Влажной заплаткою лег

Многим у нас невдомек

Что отыскалось лекарство

Тут же на тропке у ног»

(Подорожник). 4. Растет зеленою стеной

Ее обходят стороной

Колючая и злая дива

Крапива)

5 .А Белая корзинка – Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Дидактическая игра «Третий лишний»

4. Поля Алтая

Слайд 40 - Воспитатель: Сейчас мы побываем на наших широких и просторных полях Алтая, ведь поля, как и леса занимают немалую часть нашего Алтая. А чем же богаты наши поля мы сейчас и узнаем.

-А как вы себе представляете поле?

- Что такое поле? Что на нем может расти?

Слайд 41 - Основная злаковая культура Алтайского края – пшеница твердых сортов. Из пшеничной муки пекут хлеб, делают макароны, манную крупу.

Слайд 42 - Рожь. Из ржаной муки пекут чёрный хлеб.

Слайд 43- Ячмень даёт перловую крупу, идёт на корм скота.

Слайд 44 Из зёрен овса делают овсяные хлопья, идёт на корм скота.

Слайд 45 - Кукурузу на зерно выращивают в южных районах (это теплолюбивая культура). В более северных районах зерно кукурузы не вызревает. Ещё из кукурузы получают силос, который идёт на корм скоту.

Слайд 46-47- Рапс и подсолнечник являются масличными культурами.

Слайд 48- Из проса получают крупу, из которой варят пшенную кашу.

Слайд 49 - Из гречихи получают гречневую крупу.

Слайд 50 - В Алтайском крае выращивают кормовую и сахарную свёклу.

- Также на полях выращивают овощи в большом количестве, эти овощи мы потом покупаем в магазине.

Слайд 51

Игра «Узнай по контуру»

Зрительная гимнастика “Игривая ромашка”.

(Прослеживание глазами за траекторией движения “игривой ромашки”)

Слайд 52 -5. Кустарники Алтая

Воспитатель:

Слайд 53-57 - Кустарников в крае произрастает несколько десятков видов, многие из которых дают съедобную ягоду — малина, ежевика, смородина, жимолость, голубика, брусника.

Вопросы про кустарники:

- Название, каких кустарников запомнили?

- Какие кустарники вы ещё знаете? Назовите их?

- Скажите, а плоды с этих кустарников можно кушать? Какие они на вкус?

- Чем полезны плоды кустарников?

- Как вы думаете зачем нужны кустарники?

-Чем отличаются кустарники от деревьев?

Слайд 58

Словесная игра «Назови ласково» (с мячом в кругу)

Игра «Один - много»

Слайд 59 Итоги занятия :

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, вам понравилось путешествовать?

- Где мы с вами путешествовали? Отвечайте полным предложением.

- Что вы уже знали из того о чем мы сегодня говорили?

-Что вы нового узнали сегодня?

- Как вы считаете вы справились со всеми зданиями? Трудности возникали?

- Что вам понравилось больше всего на занятии?

- Что вам не понравилось на занятие?

- Как вы считаете занятие помогло вам узнать новую и интересную информацию или нет? Объясните почему?

- Как вы оцените свою деятельность на занятие?

Слайд 60

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, благодарю вас что вы по путешествовали вмести со мной. Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями, ответили на все вопросы, запомнили много нового, а также рассказали мне тоже много интересной информации. Желаю успехов!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в ДОУ «Птицы нашего края»Конспект интегрированного занятия в ДОУ «Птицы нашего края» Никитина Светлана Викторовна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Русалочка»,.

Конспект занятия «Птицы нашего края»Конспект занятия «Птицы нашего края» "Птицы нашего края"Программное содержание. Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц,.

Конспект занятия «Птицы Краснодарского края» для детей 12–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Птицы Краснодарского края» для детей 12–17 лет с ОВЗ Цель занятия: Познакомить с разнообразием птиц Краснодарского края. Формировать основы экологической культуры. Задачи: 1. Расширить представления.

Конспект занятия «Растения моего края»Конспект занятия «Растения моего края» Цель. Закрепить знания детей о растениях Кемеровской области. Познакомить с ядовитыми растениями, учить отличать их от неядовитых. Упражнять.

Конспект занятия «Растения моего края» по ДОП «Эколята»Конспект занятия «Растения моего края» по ДОП «Эколята» Задачи, Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы Кузбасса. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают.

Конспект занятия «Животные моего края» Цель: Дать представление детям о том, что лес, как большой дом, имеет несколько ярусов-этажей, каждый из которых дает кров и пищу разным.

Конспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗ Цель занятия: познакомить с разнообразием животных Краснодарского края. Формировать основы экологической культуры. Задачи: 1. Познакомить.

Проект «Село родное — капелька России. Русская народная культура Алтайского края» для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» Проект на тему: «Село родное – капелька России:.

Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края»Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края» В нашем детском саду проводится курс занятий по краеведению «История Пензенского края». Данный курс ведет сотрудник краеведческого музея.

Стенгазета «Животные Алтайского края»Стенгазета «Животные Алтайского края» Цель: Уточнять и расширять знания детей о животном мире Алтайского края. Расширять представление о многообразии животных, их местах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Растительность Алтайского края»
Опубликовано: 12 октября 2023 в 16:45
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Растительность Алтайского края»» (включая файлы) размещена пользователем Яковлева Елизавета (УИ 1719191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД