Елена Есенина
«Растим будущего гражданина». Материал отражает опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Ромашка»
городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области
«Растим будущего гражданина»
(из опыта работы)
Подготовила воспитатель
Есенина Елена Петровна
2014
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Часто перед воспитателями встает вопрос, : «Как воспитать будущего гражданина своей родины?» Хочу поделиться размышлениями из своего опыта работы.
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Задача перед педагогами на настоящем этапе этого вопроса сложная. Патриотическое чувство само по себе не возникает. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы – любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, к своему дому, улице, на которой живёт ребёнок, детскому саду, городу. Начиная с младшей группы необходимо разговаривать с с детьми на такие темы как, «Наш детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Как я люблю свою маму», «Где мы живём».В совместной продуктивной деятельности отражаем своё отношение к раскрытию темы.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Поэтому при знакомстве с детским садом сообщаем о том, что всё, что их окружает, создано всеми теми, кто работает в детском саду. Вкусную еду готовят повара, чистоту и порядок поддерживают младшие воспитатели, за здоровьем следит медсестра и, наконец, уют создан руками воспитателей. Труд приносит радость, счастье и богатство не только самому человеку, но и его родной стране.
Мы учим детей с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ними – всё это важно для становления личности ребёнка, для чувства защищённости. Но для того, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. Поэтому и на занятиях, и в беседах в повседневной жизни, мы пытаемся пробудить интерес к своим родителям, детям необходимо знать не только как зовут близких, но и где и кем работают. По – возможности посещают рабочие места родителей, формируют представления о профессиях. Даём чёткую установку на то, то каждая профессия приносит пользу своей стране.
Принцип – через малое к большому – стараемся сохранять и при воспитании у детей любви к своему городу. Знакомим с тем, что их родной городок является маленькой частичкой большой Родины. Первоначальные знания дети получают на занятии «Городок, в котором мы живём». Неоценимую помощь в этом оказывает фотоальбом. Для детей городок может показаться очень большим. Гуляя с родителями, не всегда заглядывают в укромные уголки, да и сами родители не всегда обращают внимание на достопримечательности. Рассматривая фотографии, рассказывает детям об истории памятников, строительстве зданий, музеев, местах отдыха горожан. Целевые экскурсии закрепляют полученный теоретический материал.
С раннего возраста ребёнок слышит родную речь. Народные сказки открывают дошколятам окно в большой мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в человеческое добро. Недаром все лучшие человеческие качества мы приписывает сказочным героям: Василисе Премудрой, Илье Муромцу, Добрыне Никитичу. Сопереживаем вместе с ними, защищаем свои рубежи. Сказки, былины, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, стране. Поэтому необходимо ежедневно в своей работе использовать художественное слово.
Одной из задач патриотического воспитания является формирование активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской армии. Героизм, мужество, преодоление трудностей, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина вызывают у них желание подражать воинам, Часто в своих играх дети выбирают военную тематику. Нам проще знакомить детей с Российской армией, т. к. сам городок является частью армии, многие папы - военнослужащие. В канун празднования Дня Защитника отечества есть возможность пригласить в гости непосредственно того, кто стоит на страже наших рубежей. Мало, но ещё живы ветераны Великой Отечественной войны. Их рассказы навсегда сохраняться в памяти ребят.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Снова одним из помощников выступает художественная литература. Сколько стихов, рассказов, загадок о милых русскому человеку берёзе, рябине, широких просторах, густых лесах, голубых реках можно прочитать ребёнку. Своё впечатление от услышанного можно предложить детям отразить в своих рисунках.
Метод проектов является одной из форм работы с дошкольниками. Разрабатывая и реализуя проект «Широка страна моя родная», дошкольники знакомятся с одной из великих стран на планете. Узнают, какое историческое значение она имеет для других стран. Как же не гордиться такой страной? Как не любить её?
Есть у нашей страны, наиболее почитаемые праздники. В преддверии Дня Космонавтики необходимо провести беседу, посвященную людям, которые осваивают космические просторы, готовят космические корабли к полётам. Современные информационные технологии позволяют в интересной доступной форме обогатить познавательный интерес дошкольников.
Самый главный праздник – День Победы. Беседы, чтение литературных произведений о героях войны, тематические выставки позволяют рассказать о великом подвиге народа. В сознании дошкольников воспитывается мысль о том, что никогда не стоит забывать о том, какой ценой человеческой жизни далась эта победа, никому не позволено растоптать достижения нашей страны.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она направлена не только на стремление узнать больше о ней, но и в желании трудиться на её благо, бережно относиться к её богатствам.
Чем занят дошкольник, о чём он думает, однако всё это имеет большое значение для формирования личности. Нужно поощрять и приветствовать желание детей сделать что-то для друга, группы, детского сада, городка. Совместная трудовая деятельность родителей и детей по озеленению территории детского сада, родной улицы, поддержанию чистоты и порядка в городке, способствует формированию первоначальных задатков патриотического воспитания.
Хочется чтобы наши дети, наши воспитанники выросли достойными гражданами великой страны.